МКОУ "Медвежьегорская СОШ № 3". г. Медвежьегорск. 2013 год
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
"БОРИС СМОЛЕНСКИЙ. ПОЭТ-ЭПОХА-ЛЮДИ".
Работу выполнили ученицы 11 класса Замошская А.В. и Бизюкина С.А.
Руководитель: Нестерова Е.А.
Введение
Обоснование актуальности выбранной темы:
Почему мы стали изучать жизнь и творчество Б.Смоленского - поэта, погибшего под Падуном? В октябре 2011года к нам в школу пришло письмо из Москвы с просьбой откликнуться тех, кто что-либо знает о поэте Б.Смоленском. Оказалось, что в нашей школе работают пять учителей, которые в разное время начинали свой трудовой путь в Падунской школе. В Падунской школе, ныне закрытой, учились и мы – Светлана Бизюкина и Александра Замошская. Вот одно из первых писем москвичей, членов издательства «Светец» – неравнодушных людей, которые взялись за большое и благородное дело – восстановить и сохранить память о погибшем поэте:
« …Сейчас … поэт Терентий Травник занимается созданием мемориального сайта о Борисе Смоленском. На данный момент нашему издательству необходимы материалы памяти о нем, связанные с жизнью вашего города, района. Это могут быть заметки из газет, старые фото мероприятий, связанных с его именем, все, что возможно и что считаете нужным и интересным. …Возможно, они помогут выходу в свет еще одной книги о поэте. В Москве живы его родственники, которые нам сейчас и помогают». Далее в письме следовала просьба помочь с фотографией могилы Бориса Смоленского для размещения на сайте Могилы знаменитостей России. «Это очень важно сейчас - знать о его захоронении. Известно, что он был похоронен в отдельной могиле. … наше издательство хочет вам сделать подарок для школ и библиотек поселка и города. Выслать, впервые изданную книгу его стихов. Напишите, сколько экземпляров вам прислать, чтобы они были распределены среди тех, кого вы считаете нужным отблагодарить этой книгой и на какой адрес ее вам выслать»[1].
Так завязалась переписка с представителями московского издательства «Светец». Вскоре на школу пришли книги: Борис Смоленский «Моя песня бредёт по свету…» - сборник 2009года, сборники стихов Терентия Травнiка и Александра Хасминского.
Мы снова обратились к поэзии Бориса Смоленского, и считаем, что тема «ПОЭТ – ЭПОХА – ЛЮДИ» важна не только для нас, но и для многих людей. Обращение московского издательства стало отправной точкой для исследования.
Цель нашей работы – объединение знания разных людей о Б.Смоленском и рассказать о самих людях, сохраняющих память о поэте; таким образом мы надеемся внести свой вклад в дело сохранения памяти о поэте
Задачи:
1. изучить факты биографии поэта, дать краткую характеристику эпохи, когда к поэту обращались издательства и просто разные люди;
2. познакомиться с людьми, сохраняющими память о поэте.
3. выяснить, с чем связан интерес к поэту и какое значение имя поэта имеет для нас.
Объект исследования – информация, связанная с биографией и творчеством Б.Смоленского.
В своей работе мы использовали различные источники. Это архив Падунской школы, который бережно хранится у старейшего учителя Падунской школы Рыбак Валентины Ивановны. Сведения о людях, сохранявших и сохраняющих память о поэте. Это родные Б.Смоленского – прежде всего мать, изучение её писем падунским школьникам и учителям; представители издательства «Светец», молодой исследователь творчества Смоленского П. Быков, стихи о Б.Смоленском П.Ярышева и Т.Травника, сайты, посвящённые Б.Смоленскому.
Методы исследования – опись архива, в т.ч. писем матери Смоленского, интервью с людьми, сохраняющими память о поэте, изучение сборников стихов поэта, материалов о нём, просмотр сайтов, сопоставительный анализ, синтез. Дедукция – когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности фактов.
Теоретическая значимость темы в том, что мы сохраняем память о погибшем поэте.
Гипотеза - имя поэта объединило несколько поколений людей.
Глава 1. О Борисе Смоленском.
1.1.Биография поэта
Борис Смоленский родился в 1921 году в Новохоперске Воронежской области. С 1921 по 1933 год семья поэта жила в Москве. Его отец, журналист Моисей Смоленский, в то время возглавлял отдел в газете "Комсомольская правда". Со второй половины 30-х годов Борис пишет стихи, главная тема которых - море, с его отважными людьми. Вскоре Борис поступает в один из институтов Ленинграда, готовясь стать капитаном дальнего плавания. Одновременно с этим он серьезно изучает испанский язык, переводит Гарсию Лорку, участвует в составлении литературной композиции о К. Марксе и Ф. Энгельсе для известного чтеца В. Яхонтова.
В начале 1941 года Борис был призван в ряды Красной армии. 16 ноября 1941 года Борис Смоленский красноармеец, стрелок 2-й лёгкой стрелковой бригады Медвежьегорской оперативной группы пал смертью храбрых в бою. Любимым местом Бориса была Карелия, защищая которую, он и погиб. Было ему двадцать лет… Фронтовые стихи, а также поэма о Гарсии Лорке, о которых поэт упоминает в своих фронтовых письмах к близким, погибли вместе с ним. При жизни стихотворения Бориса Смоленского не публиковались. Первый небольшой сборник вышел в середине 70-х - Борис Смоленский. Стихи. М. 1976 г. В 2009 году Московское издательство «Светец» при поддержке родственников поэта, впервые выпустило благотворительным тиражом книгу с его стихами «Моя песня бредет по свету», что в полной мере завершило публикации стихов этого замечательного мастера. Борис Смоленский Был похоронен в Карелии, в воинской братской могиле посёлка Падун Медвежьегорского района.
В начале 80-х у поселка Падун, недалеко от города Медвежьегорска был установлен памятный знак Борису Смоленскому – благодарная дань уважения короткой, но яркой жизни. К знаку часто приходят падунские следопыты. Каждый год 9 мая жители посёлка Падун, гости проводят митинг у знака. Дети и взрослые читают стихотворения, вспоминают имена погибших в Великой Отечественной войне героев-земляков и высказывают слова благодарности тем, кто проявляет заботу о памятных местах нашей России.[1]
1.2 Описание архивных документов.
Архив материалов о Борисе Смоленском – это письма матери; стихи, в основном записанные детской рукой; газетные и журнальные вырезки; рефераты, сценарии, фотографии, полоски бумаги со стихотворными строчками и др. Стало интересно, как с чего начинался поиск.
Во-первых, в сохранённой в архиве статье из ТВР-панорамы автора Натальи Ларцевой «И сквозь время иду напролом» 2001года указано, что в 1971году в падунскую школу пришло письмо из Союза писателей СССР с просьбой разыскать могилу Б. Смоленского. Видимо, уже в начале 70-ых учителя и ученики Падунской основной школы заинтересовались именем поэта Бориса смоленского. (Ларцева – писательница из Петрозаводска. В 2004году она - автор книг и радиопередач о Марине Цветаевой - стала лауреатом главной журналистской премии).(см. приложение 1)
Во-вторых, здесь мы обнаружили маленькую полоску бумаги (черновик), на которой написано: «В начале 80-ых годов по инициативе Медвежьегорского отдела культуры, в который обратились друзья Смоленского, дружина школы начала работу над именем Б.Смоленского… Мы узнали, что его мать проживает в Ленинграде, писали письма его (Смоленского) другу Шнейдеру. С этого и началась работа» - Из этой полоски бумаги мы узнали, как и почему пионерская дружина Падунской школы получила имя Б.Смоленского. Наши учителя рассказали нам, что в 70-80-ые годы школы боролись за возможность носить имя героя. Например, дружина нашей школы №3 носила имя Героя Советского Союза Анны Лисицыной… Воспитывали в те времена на лучших примерах.
(см. приложение 2)
Особенно ценно то, что в архиве сохранились поздравительные открытки и письма матери поэта Раисы Львовны Смоленской – их более 30-ти, и большая часть из них аккуратно наклеена на альбомные листы.
Читая письма Раисы Львовны, мы поняли, какая добрая была мать поэта. Она постоянно зовёт падунских учителей и ребят к себе в гости, помнит всех по именам, интересуется их здоровьем, проблемами, называет имена тех, кто стремится сохранить память поэта, в т.ч. имя Черновой Натальи.
Интересным показался нам хранящийся в архиве альбомный лист с наклеенной открыткой, на которой изображён красивейший корабль «Крузештерн» на фоне синего неба. В углу открытки чёрной тонкой пастой написано: «Лене Голицыной, ученице Падунской школы, носящей имя моего друга Б.М.Смоленского, с уважением, капитан УПС «Крузештерн». Стоит дата – 26.10.83. Г.Ленинград . Ниже наклеена визитка: Шнейдер Иван Григорьевич», ЕХ- капитан УПС «Крузенштерн»… и домашний – ленинградский адрес и телефон.
Мы заинтересовались названием корабля и нашли в интернете, что «Крузештерн» теперь учебно-парусное судно. Оказывается, что друг Смоленского Шнейдер поместил в интернете статью о «Крузенштерне»
Корабль там назван «пережившим время» - и ещё мы нашли интересный факт, связанный с другим судном и именем Б.Смоленского:[1]
«Можно с большой вероятностью предположить, что всем известная «Бригантина» была написана Павлом Коганом в соавторстве с Борисом Смоленским. В рукописях последнего обнаружен правленный его рукою текст песни. В 1976 г. издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет сборник стихов поэтов, погибших на войне. Авторами «Бригантины» названы Павел Коган и Борис Смоленский. Издатели сочли необходимым назвать двух поэтов. Наверное, это было сделано из объективных соображений. Мы же заметим, что тематически это стихотворение — о дальних синих морях, о яростных и непокорных людях, о презрении к грошовому уюту — соответствует поэтическому обиходу Смоленского».
Выше упомянуто имя бывшей ученицы Падунской школы Елены Голицыной. В архиве хранится письмо Лене Голицыной от Когана Александра Григорьевича, литературного критика, занимающегося творчеством поэтов, погибших на войне от 11.12.1983г. В письме упоминаются имена людей, чьими усилиями сохраняется память о погибшем поэте. Среди них однополчанин Смоленского Крюков Николай Васильевич, в 80-ые годы работавший старшим редактором в издательстве «Художественная литература». Н Крюков участвовал в том бою под Падуном, когда погиб Б.Смоленский, и сам он тогда же был тяжело ранен и на всю жизнь остался инвалидом; Чернова Наталья Юрьевна преподаватель литературы, создатель и глава клуба «Строка, оборванная пулей» и др.
Вырезка из газеты, не датирована – Н.Черновой . Мы узнали из статьи, что была поисковая экспедиция в Падуне. Это был клуб «Строка, оборванная пулей». Преподавательница литературы Рыбопромышленного техникума из Подмосковья много сделала для сохранения памяти о погибших поэтах. Благодаря усилиям её поискового клуба, работавшего у Падуна, и появился памятный знак поэту. Из материалов сайта клуба нам стало известно, что в августе 2000 года Наталья Чернова умерла от онкологического заболевания на 46 году жизни.
На пожелтевших от времени альбомных листах биография Б.Смоленского, вопросы викторины о Б.Смоленском, сценарии, цитаты других поэтов Великой Отечественной войны. Видно, что биографией и творчеством поэта «жила» Падунская школа.
В падунском архиве мы нашли также листки со стихотворными строчками: «Начертала война на трагических плитах имена, имена, имена… Вы навек рождены, вы вовек не забыты, если родина-мать спасена» - В.Туркин – мы, к сожалению, пока не нашли сведений об авторе этих замечательных стихов. На полосках бумаги фамилии поэтов сходной с Борисом судьбы: Майоров Николай, Суворов Георгий, Кульчицкий Михаил - это говорит о том, что фамилии и стихи поэтов, погибших на войне, использовались в сценариях Падунской школы. Строки из стихов других авторов: «Вам, героям войны кровавой, вам, сложившим головы в битвах, вам, забывшим тепло кроватей, вам, убитым, но не забытым, вам, танкистам, сапёрам, десанту партизанских, армейских рот, посвящается».
Или: «Перебирая наши даты: я вспоминаю Павла, Мишу, Илью, Бориса, Николая, я сам теперь от них завишу, того порой не замечая. Они шумели буйным лесом, в них были вера и доверие, а их повыбило железом, а леса нет, одни деревья». Д.Самойлов – родился, как и Смоленский, в 1920-ом году. Давид Самойлович Самойлов - один из первых в ряду русских поэтов-фронтовиков, по праву говорил от имени всего поколения. Но не только «признак завершения биографии» (В. Кардин) объединяет погибших поэтов. Читая их стихи замечаешь, какое важное — место занимает в их стихах понятие «мы». В судьбе многих погибших поэтов, как в капле воды, отразилась трагическая статистика и география Великой Отечественной войны. «В калейдоскопе индивидуальных судеб достаточно отчетливо выявляется типовая биография «поэтического молодняка» тридцатых»,- писал Н.И.Сухих по поводу книги «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. От стиха до пули»
Есть в архиве альбомные листы, с записанными детской рукой стихами Б.Смоленского . Среди стихов и те, которые нам нравятся, – «Ветреный день», «Снова вижу солнечные ели я» и другие.
Кроме всего этого в архивных материалах сохранены небольшие рефераты и сообщения, выполненные школьниками на альбомных листах. К сожалению, они не подписаны. Вот несколько тем: «Остались строки стихов…» (к 60-летию со дня рождения поэта Бориса Смоленского); «Борис Смоленский – поэт, воин», «Я любил его» (о Ф. Лорке) «Жизнь, оборванная пулей». Дополнительно мы узнали, что один из рефератов написан Нестеровой Тамарой. Теперь Тамара Николаевна – заведующая детской библиотекой в г.Петрозаводске.
Вырезка из журнала «Юность» за 1977г. «Не дописав неровных строчек» (Т.Комиссаровой). В ней упоминается, что в 1976-ом году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книжка стихов в серии «Имена на поверке». Статья заканчивается четверостишием, характерным для жизненной позиции и поэтического кредо Бориса Смоленского:
Уют жилья, последний ломоть хлеба,
Спокойный сон, счастливую игру –
Я всё отдам за взгляд большого неба,
За жизнь, как поцелуи на ветру...
Статья «Остались строчки стихов» - С.Гусаковой, ответственного секретаря районного отделения ВООПИК. Под названием статьи мы нашли запись – 60-летию поэта, значит, эта статья 1980года. (ВООПИК - Всероссийское общество охраны памятников)
Статья Ильи Серко «Не долюбив, не досказав, не доделав». Мы узнали, что Илья работал учителем истории в нашей школе, затем в Медвежьегорском краеведческом музее, теперь он музейщик в Г.Петрозаводске. (см. приложение 3)
Статья Р.Смоленской «Берегите святыни» . В ней указано, что прошло 48 лет со дня гибели Бориса, поэтому понятно, что статья написана в 1989 - 1990г. К этому времени самой Раисе Львовне - 90лет. Между тем в статье она обращается к медвежьегорцам с просьбой следить за могилами воинов-героев и указывает на трещину на мемориальной доске Бориса. К слову сказать, что доска так и не была заменена. В статье с благодарностью упоминается имя ныне покойного директора школы в Падуне в 70-ые годы – Поглазовой Зои Ивановны.(см. приложение 4)
Среди материалов найдено стихотворение Прохора Ярышева (ныне покойного) о Борисе Смоленском. Появилась идея сравнить стихи медвежьегорца П.Ярышева и москвича Т.Травнiка - поэта современного.
Глава 3. Сравнительный анализ стихов, посвящённых Б.Смоленскому.
Поэт Прохор Ярышев . Романтик революции Памяти бойца и поэта Бориса Смоленского
Он юным был и юность эту Он жизнь любил, как песни лета, Но гибель встретил в полный рост. Как много песен недопетых, Ещё невысказанных дум, Я верю: было у поэта В тревожном, огненном году. Ещё подростком непреклонно Решил он жизнь не зря прожить Он рвался в бой по Барселону – Свободе пламенно служить. Он, революции романтик, С фашизмом рвался в смертный бой – Не взяли. Мама красный бантик Хранит, как орден боевой. Но рай природы деревенской, Кипенье жизни городской – Оставил всё Борис Смоленский, Когда фашизм взорвал покой. Врагам страны своей великой, Пожаром ярости горя, Он мстил в лесах карельских, диких За крови пролитой моря… От взрыва вздрогнул лес окрестный, И, кровью землю обагрив. Её он обнял, как невесту, Что покидал, не долюбив.
Медвежьегорский поэт Прохор Ярышев . Писал о родном городе. О каждодневной жизни. Чтобы узнать о нём, мы обратились в городскую библиотеку. Нина Владимировна Красовская, библиотекарь, рассказала нам, что Ярышев работал преподавателем физики и одновременно писал стихи. Он был разносторонним человек. Прохор Ярышев откликался на любое произошедшее событие, и сразу выкладывал все в виде стихов. Он писал о защите окружающей среды.
| Поэт Терентий Травник ПАМЯТЬ Памяти Бориса Смоленского…
Сколько их появилось на свет? До сих пор невозможно сознаться. Чтобы так – раз и всё – в двадцать лет – Навсегда недожившим остаться.
Может, где-то в Афгане, Чечне Был убит ожидаемый гений – Врач, политик, учёный, поэт, Предназначенный – для откровений.
Может, знал он болезней секрет, Может, знал утешение словом. Может, он появился на свет Не для бойни – совсем для другого?
Не люблю я писать о войне, Не хочу, все и так понимают, Что надежду на праведный век Безвозвратно с войною теряем.
Что ж, малышка, придётся терпеть. Мне ж осталось строкою признаться: Твой целитель – убит на войне, Как обычно – в свои девятнадцать.
Московский поэт и публицист Терентий Травник – 2011
(Поэт, публицист и философ ТерентiйТравнiкъ родился в Москве, на Плющихе, в 1964 году. Имеет художественное и музыкальное образование. Много путешествует по России. Лауреат литературных конкурсов. Поэт является учредителем художественной галереи «Дэлонь», которая занимается только благотворительными выставками для пенсионеров, малоимущих семей, детей и инвалидов. В 2009 году за труды во Славу Русской Православной церкви, был награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.[1] |
Стихотворение было написано в эпоху социализма, одной из идей которого является отсутствие эксплуатации человека человеком и социального угнетения; утверждаются социальное равенство и справедливость. Словосочетание «романтик революции» не было придумано П.Ярышевым – оно рождено самой социалистической эпохой и звучало торжественно и ярко. Выражение «он рвался в бой по Барселону» – сегодня ассоциируется только с футбольными клубами Европы, а во времена Б.Смоленского Республиканская Испания и Барселона – были символом борьбы против капитализма и нарастающей схватки с черными силами. Как бы это пафосно ни звучало – Испанией и Барселоной бредили мальчишки 30-ых годов. С уважением к их выбору относились и в 50-80-ые годы. Поэтому в стихотворении звучат строки: Он рвался в бой по Барселону – Свободе пламенно служить. – Смоленский полностью представитель предвоенного поколения молодежи. Одна из отличительных ее черт — глубокий и беззаветный «коминтерновский» интернационализм. Отсюда особый накал чувств, торжественность и в то же время проникновенность. В стихотворении указывается место гибели поэта карельские леса.
| Больно читать эти строки, потому что они посвящены ребятам, которые могли бы жить, которые рождены были для жизни, могли бы дать жизнь новым детям. Кем бы они были? – Врачами. Поэтами. Политиками… В стихотворении звучит мысль о том, что погибшие остались навсегда двадцатилетними, не выполнив не по своей воле своего предназначения на Земле, ведь «не для бойни» они были рождены – «совсем для другого». Имя Б.Смоленского в стихотворении не названо – есть только посвящение ему. Стихотворение «Память» написано через 30 лет после «Романтика революции» П.Ярышева. Оно совсем другое. Упоминается Афган, Чечня. И рвутся снаряды, громыхают современные орудия смерти, умирают молодые ребята – наши современники. Строки Т.Травника становятся весомыми от того, что имеют обобщённый характер. И посвящение убитому в 1941 году поэту Б.Смоленскому становится посвящением всем «навеки» 19-20 летним. Стихотворение несёт на себе печать современной эпохи – эпохи непонятных для матерей, отцов, друзей, для всего народа - войн. В нём звучат тревожные вопросы, ответов к которым пока нет: «До сих пор невозможно сознаться». Мы живём надеждой на праведный век. Но война вместе с мальчишками убивает справедливость.
|
Таким образом, оба стихотворения посвящены Б.Смоленскому – поэту, погибшему в первый год войны. В них немало общего – сквозной мотив обоих стихов – безвременная смерть героя, неосуществимость мечтаний, нереализованность возможностей: «Как много песен недопетых»,- читаем у Прохора Ярышева. «В двадцать лет – навсегда недожившим остаться», - у Травника. В то же время стих Ярышева больше всего посвящён Борису, стих Травника – поколению, нашимсовременникам . В том и другом стихотворении – отголоски своего времени – 30-ых- 80-ых гг. и начала нового века. Так образовалась нить, которая связывает трёх поэтов; героев – участников трёх войн; нас - тех, кто хочет сохранить память о погибших; тех, кому дорога наша история. |
Глава 3. О людях, сохраняющих память о поэте.
Мы не проживаем теперь в Падуне, но специально съездили туда, чтобы узнать о Смоленском. Общаясь с разными людьми - учителями и жителями Падуна, мы узнали, что много сделали для сохранения имени поэта Рыбак Валентина Ивановна, Фарносова Валентина Ивановна, Нестерова Мария Павловна - старейшие учителя - пенсионеры Падунской школы. Ныне покойные Поглазова Зоя Ивановна, бывший директор ; библиотекарь Усанкова Надежда Яковлевна ; учительница математики Голицына Раиса Дмитриевна, которая дружила с матерью Бориса Смоленского, бывала у неё в гостях, поддерживала её.
Школы в Падуне нет, но до сих пор ежегодно 9 мая жители посёлка Падун, гости проводят митинг у Памятного знака Б.Смоленскому. Дети и взрослые читают стихотворения, вспоминают имена погибших на войне героев-земляков и благодарят тех, кто проявляет заботу о памятных местах России. Организует митинги последний школьный директор Степаненко Светлана Фёдоровна.
Удалось нам пообщаться с бывшим директором школы, главной хранительницей архива, Рыбак Валентиной Ивановной. Рыбак Валентина Ивановна- еще один из учителей Падунской школы, близко-знакомый с творчеством Бориса Смоленского. Валентина Ивановна проработала в Падунской школе 46 лет, и почти все эти годы она активно занималась изучением творчества поэта. Проводила различные мероприятия, устраивала митинги, собирала различные статьи. Валентина Ивановна посветила много времени изучению жизни и творчества поэта, для того чтобы ,как можно больше людей узнали об этом когда-то малоизвестном поэте.
Наши учителя литературы Нестерова Елена Александровнаи Дмитриева Ирина Павловна тоже не остались в стороне. В конце 90-ых годов Ирина Павловна со своими учениками организовывала поездку в Падунскую школу. Там читались стихи поэта, и, конечно, были возложены цветы к могиле Смоленского.
В 2005 году наша команда знакомила участников Республиканского Пушкинского фестиваля в г. Кондопога с именем Б.Смоленского. (Автор сценария Дмитриева И.П.) А в 2012 году наш 10-ый класс выступил перед 7 -11 классами с рассказом о Смоленском. Мы стали также пропагандистами творчества поэта.
Анна Борисовна Сюккалова-учитель Падунской школы с 1982 г. - до 2005г,а теперь учитель географии нашей школы. По рассказу Анны Борисовны, в 1982 году, когда их с мужем отправили по выбору в 3 школы, из Паданской, Повенецкой и Падунской школы, они выбрали Падунскую. ”Как только мы зашли в эту школу, она сразу нам приглянулась, мы почувствовали себя, как дома,”- рассказала нам Анна Борисовна. “Актовый зал, был весь оформлен материалами, посвящёнными памяти Бориса Смоленского. В течение всей моей работы в этой школе, каждый год проводился митинг в честь поэта, ученики и учителя школы, а также жители посёлка Падун ходили к памятнику Бориса Смоленского, возлагали цветы и венки, читали стихи в честь поэта ”
Также ученики Падунской школы, в сопровождении учителей, ездили к Раисе Львовне в гости в Ленинград! Как рассказала Анна Борисовна, мать поэта, очень добрая и гостеприимная женщина! Она приняла их к себе, в небольшую квартиру, накормила и рассказала много интересного из своей жизни и жизни Бориса Смоленского.
Заключение.
Наш интерес к поэзии Бориса Смоленского возник не случайно. Так как мы родились именно в этих местах, в которых погиб молодой поэт. Хоть он и погиб довольно-таки молодым, но он успел написать немало замечательных стихов. Мы считаем, что подрастающее поколение должно знать как можно больше о таких людях. И мы очень гордимся, что родились именно здесь, где были такие прекрасные поэты. Мы изучили биографию Бориса Смоленского, познакомились и узнали о людях, сохраняющих память о поэте. И проделав всю эту работу, мы пришли к выводу, что Борис Смоленский действительно замечательный и талантливый поэт, который объединил множество людей разных поколений, из разных городов. Их всех объединяет связывает одно - им всем интересен Борис Смоленский, все хранят память о нем. Так поэт связал людей разных эпох и времен. (см. приложение 5)
Наша работа объединила знания разных людей о Б.Смоленском, а мы постаралась и о самих людях, сохраняющих память о поэте. Нам было важно узнать, что в создании странички о поэте Б.Смоленском приняли участие учителя Медвежьегорской средней общеобразовательной школы №3 –Нестерова Е.А. и Сюккалова А.Б. Нашу работу оценили сотрудники . Мы познакомились с письмом москвичей о благодарности нашим учителям за помощь в создании сайта .
Таким образом, наша работа стала первой работой, в которой обобщены и описаны материалы архива Падунской школы. Мы впервые узнали имена людей, много делающих или делавших для сохранения русской культуры и российских ценностей. Работа будет отослана в Московское издательство «Светец». Мы думаем, что для москвичей, сподвигнувших нас написать данную работу, эта работа также будет интересна. Надеемся, что некоторые наши материалы могут быть использованы для издания новых книг московского издательства «Светец» о Б.Смоленском. Мы впервые встретились с именем современного поэта Терентия Травника. Мы заканчиваем 11 класс, но думаем, что те, кто придёт нам на смену, могут изучить творчество поэта-москвича. Нам повезло, что пока есть люди, которые смогли нам рассказать о том, как поддерживается память о поэте. Главный итог нашей работы – наше собственное продвижение и понимание того, что мы делаем важное дело.
Список используемой литературы.
Б. Смоленский «Моя песня бредёт по свету»
http://stihibase.ru/author/s/smolenskij/ (15.12.2012 год)
http://www.kruzenshtern.info/rus/istoriya/ (20.12.2012 год)
Познакомится с творчеством Бориса Смоленского вы сможете, зайдя на страницу "Поэзия" на нашем сайте.
Нестерова Елена Александровна.
г. Медвежьегорск, Республика Карелия.
ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Восьмое чудо света – жизнь. Т.Травнiкъ
Удивительный поэт Терентiй Травнiкъ. Несовременный что ли. Оставшийся там, в прошлом веке, когда ещё ценилось благородство, честность, способность дружить, любить…
Поэт, прошедший большой духовный путь в поисках истины.
Человек, способный влиять на души других людей.
Не так давно вышел новый сборник Травнiка, который поразил обнажённостью чувства, открытостью души.
Название сборника – «Перелистывая жизнь».
Один из главных вопросов, решаемых автором, – вопрос смысла жизни, служения ей, «как правильно на земле прожить», «как стать неподдельным Человеком». И жизнь у него – это не только пройденный земной путь, но и постоянное преодоление себя.
«Находишь путь, чтоб здесь остаться», «ведь даже в безысходной теме есть место – … Продолжение »