Литературный критик, психолог и писатель-публицист Ирина Михайловна Соловьева многие годы посвятила исследованиям психологических основ творчества, уделяя особое внимание в своих трудах литературе. Анализируя и размышляя над глубинными состояниями человеческой души, автор образно и художественно доносит своему читателю те мысли и состояния, которые сокрыты в литературно-художественных произведениях, приоткрывает завесу невидимого, делая доступным для читательского понимания то богатство переживаний, что часто сокрыто в поэзии и прозе от случайного знания.
Данная книга, написанная в живой и доступной манере, как впрочем, и все предыдущие работы писательницы, посвящена исследованию поэтического творчества замечательного российского поэта и философа Терентiя Травнiка. Пользуясь богатым архивным материалом, письмами, дневниками, предоставленными, как самим автором, так и его друзьями, Соловьева И.М. открывает для нас в своей работе необыкновенный, лиричный, и в тоже время философский глубокий мир творческого наследия поэта. Книга богата цитатами, примерами и собственными авторскими размышлениями.
«Поэзия одной строки» заняла достойное место не только в личной библиотеке автора, но и украсила собрание всей критико-публицистической литературы России и предназначена, как для знатоков в этой области, так и для широкого круга читателей, интересующихся темой совре-менной российской литературы.
Литературовед Большаков М.Е
СУШКИН ДОМ НА МУХИНОЙ ГОРЕ
Познакомившись с поэтическим творчеством Терентiя Травнiка, щедро одарённого и талантом художника, и талантом музыканта, невольно задаёшься вопросом: «Где, на какой земле рождаются такие талантливые самородки, как Травнiкъ»? Глубоко исследуя поэтический талант Терентiя и открывая яркие грани его личности, вдруг с изумлением обнаруживаешь ответ, на возникший вопрос, который лежит буквально на поверхности. Первый поэтический сборник поэта называется «Сушкин дом… на Му-хиной горе». Необычное название, вызывающее интерес: «Откуда такое название»? Открыв для себя и читателей творчество поэта, имеющее многоплановость и многогранность и в этом исследовании необычного названия первого сборника, вооружившись терпением и желанием узнать, откуда корни такого названия, начинается удивительное движение к первоистокам. Предвкушая раскрытие тайны, как опытный археолог, осторожно снимая слой за слоем, вдруг делаешь открытие, что это название – очень глубокое, говорящее и такое же многоплановое, как и само твор-чество поэта. Но обо всём по порядку.
Слой первый – исторический. Мухина гора – реально существовавшее историческое название, сохранив-шееся на картах Москвы XIX века – современное название Ростовская набережная, расположенная к западу от улицы Плющиха и соединенная с ней Ростовскими переулками. На сегодняшний момент существуют 4-й, 6-ой и 7-ой Рос-товский переулок. Великолепным украшением Мухиной горы был Благовещенский храм, который с древнейших времён являлся подворьем ростовских митрополитов в Москве, отсюда и название переулков, идущих от храма Благовещения Ростовскими – 1, 2… и так далее. Есть сведение о том, что в княжение великого князя Василия I епископ Григорий построил в 1412-1413 годах в своем московском подворье церковь и освятил её во имя Благовещения Гос-подня. В середине XVII века на месте более древнего и снесённого за ветхостью храма было построено основное здание Благовещенского Храма. Храм был очень красив, с пятью вызолоченными главами, возвышавшимися над Москвой-рекой среди густых лесов. Эта церковь неоднократно перестраивалась. В 1676 году в приходных книгах Патри-аршего приказа церковь названа «домовой» ростовских ие-рархов. Во время пожара 1685 года, подворье и церковь сгорели. После пожара начали строить новую каменную церковь, которую освятили в 1697 году, и храм стал обыч-ным приходским. В 1732-1737 годах к церкви пристроили трапезную с приделом святителя Николая, потом в 1765-1770 годах трапезную расширили и устроили там ещё один придел, освящённый в память Святого мученика Иоанна воина. Интерьеры приделов славились прекрасным одноярусным беломраморным иконостасом, где находилась почитаемая икона Божьей Матери Коневской. Церковь не сохранилась до наших дней. «Сломали Благовещенскую церковь не сразу. Начали в 1950-х годах, остатки исчезли в 60-х, а колокольню снесли позже всего: она еще долго стояла перед построенным на высоком берегу жилым домом, полукругом огибавшим ее», – пишет Сергей Романюк в книге «По землям московских сел и слобод». Этот жилой дом – знаменитый Дом архитекторов работы Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) и его ученика Андрея Ростков-ского. Основной корпус был возведен в 1936-1938 годах. До войны успели возвести его левое крыло и не оштукатурили. «Всю войну темная (красного кирпича) башня недо-строенного здания высилась на Мухиной горе рядом с Бла-говещенской церковью. Экзотичная картина, усиленная контрастом с окружающей «низкорослой» беспорядочной застройкой, привлекала внимание художников…» – пишет автор очерка в «Видах Москвы».
На склоне Мухиной горы по 2-ому Ростовскому пе-реулку, затем переименованному во 2-ой Тишинский, а с 1922 года – в Дорогомилово-Тишинский переулок, в доме №5 стояла церковь Николая Чудотворца Николо-Смоленской старообрядческой общины. Согласно сведени-ям С.Т. Жукова, «Смоленская моленная» существовала с начала 40-х годов XIX века на Смоленском рынке. В дом в Ростовском переулке переведена в 1869 году. В конце XIX века этот дом принадлежал московскому мещанину – Филиппу Васильевичу Потапову, а с 1912 по 1917 год – Александру Александровичу Пантелееву. К концу 1970-х годов переулок был снесен – он проходил во дворе дома по Ростовской набережной, 3. Переулок полностью уничтожен со всеми своими домами, в том числе и тем, где была церковь Николы. Ныне на их месте пустырь во дворе дома 3 по Ростовской набережной.
Чуть ниже, в 3-ем Ростовском переулке стоял четырехэтажный кирпичный дом, принадлежавший когда-то фабриканту Сушкину Николаю Осиповичу, именно поэтому и сохранил он за собой название «Сушкин дом». На фото 1956 года Сушкин дом хорошо виден на фоне высотного здания.
История улицы Плющиха начинается в XV веке, когда вдоль дороги на Смоленск располагалось подворье рос-товского архиерея – именно об этом напоминают многочисленные Ростовские переулки. Дорога на Смоленск, ведущая к Крымскому броду на Москве-реке, до конца XVI века проходила по Плющихе, поэтому до этого её называли Смоленской улицей, а ещё ранее – Саввинской, по имени расположенного в конце улицы Саввинского монастыря. Плющиха к концу XVII века получает своё название – в честь кабака Плющева, что открывается в начале улицы. Название любимого злачного места не сходило с уст многочисленных любителей выпить и закусить и сразу навеки связалось с именем улицы, которую стали называть Плющиха.
До XVII века территория между Плющихой и Моск-вой-рекой называется Дорогомиловым, но к концу столе-тия вокруг подворья ростовского архиерея образуются слободы. На западной стороне улицы – Благовещенская или Бережковская – принадлежащая ростовскому митрополиту, на восточной – дворцовая Ружейная. О ней напоминает название Ружейного переулка, где жили мастера из Оружейной палаты, а также царский Новый Конюшенный двор, ныне Новоконюшенный переулок.
В 1649 году владения за земляным валом были фор-мально переданы городу, однако большая их часть осталась за прежними собственниками, которые и торговали землёй и активно строились. В записках 1790 года с западной стороны Плющихи уже не один владелец – ростовский архиерей, а двое – «разных чинов люди». К 1852 году на западной стороне был уже 31 двор, из них четыре принадлежали чиновникам, два – церкви и ее пономарю, 25 – купцам, три – мещанам и один – «свободному художнику».
У современных москвичей Плющиха ассоциируется с трогательной мелодрамой Татьяны Лиозновой «Три то-поля на Плющихе», которая здесь же и снималась в 1967 году. А у Т.Травнiка Плющиха ассоциируется с той «малой Родиной», где прошло, «как пролетело» «простое» детство поэта «когда летал я с птицами у неба на краю»:
А на Плющихе тополя всегда в пуху,
Но вот три тополя вы больше не найдёте,
И знаешь, я уже другой,
Но всё же слышу я порой,
Как мама вечером меня зовёт домой…
поёт в своей знаменитой песне Т.Травнiкъ «Три желудя на Плющихе», вспоминая своё детство и «уплывая в детство на белом пароходе» своих воспоминаний, поэт видит как «по лопухам к реке идут дорогой вниз два Сани, Коля, Миха, а с ними и Андрей».
С холма левобережья
Москва, как на ладони,
Река, вокзал, гостиница…
Слой второй – знаменитые жители Плющихи. По сохранившимся архивным данным этот участок земли московской был средоточием интеллигенции и интеллек-туальной элиты Москвы, где жили и творили яркие представители науки и искусства, философы, художники, писатели, литературоведы, поэты и прозаики, подарившие миру свои нетленные произведения искусства, философские и литературные труды, открытия в области медицины.
Приглашаю читателей прогуляться в далекое прошлое этой улицы и примыкающие к ней переулки, чтобы познакомиться с неполными, дошедшими до нас сведения-ми о представителях, проживавших и гостивших в этом ис-торическом месте Москвы деятелях науки и культуры, оставивших здесь свой след и украсивших прошлое Плющи-хи своими известными именами.
В начале 1837 года в доме 11 на Плющихе – доме Щербачёва, поселилась семья Толстых. Будущему передовому писателю России, автору романа-эпопеи «Война и мир», «Анна Каренина» и других произведений, получивших мировую известность, Льву Николаевичу (1828-1910) шёл девятый год. Его впечатления от первого московского дома отразились в повестях «Детство» и «Отрочество». Жили Толстые здесь недолго, летом 1837 года умер его отец, и через год семья съехала в Большой Каковинский переулок. На Плющихе Толстые занимали каменный дом во дворе владения, отгороженный от улицы деревянным забором.
В 1840-х годах в доме жил профессор Александр Осипович Армфельд (1806-1868) – представитель старинного австрийского рода, потомки которого переселились в Россию в конце XVIII века. Александр Осипович в свое время с отличием окончил Московский университет, защитил докторскую диссертацию и стал профессором судебной медицины. Армфельд писал любопытные стихотворные каламбуры, и, по воспоминаниям Петра Вяземского, «Пушкин, подражая ему, также написал несколько подобных стихов». А.О. Армфельд обладал счастливым даром красноречия, огромной эрудицией, умел держаться с удивительным достоинством и одновременно проявлял ис-креннее почтение при общении с людьми. В гостях у него в разное время бывали Аксаковы: Сергей Тимофеевич (1791-1859) – русский писатель, дом которого стал одним из центров литературной жизни Москвы и «родовым гнездом» славянофилов со своими сыновьями Константином (1817-1860) – русским публицистом, историком, лингвистом, поэтом; и Иваном (1823-1886) – так же русским пуб-лицистом, общественным деятелем и предпринимателем. Братья Аксаковы явились яркими представителями и идео-логами славянофильства – направления русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, выразившейся в особом, отличном от западно-европейского пути исторического развития России, опираясь на её самобытность, открывшие истинность православия в христианстве и выступавшие за отмену крепостного права в России.
Там же гостил и Михаил Петрович Погодин (1800-1875) – выдающийся русский историк, публицист, писатель и общественный деятель – является одним из теоретиков и пропагандистов идеи славянской взаимности, занимавшей центральное место в русской националистической полити-ческой идеологии – панславизме.
Гостил там и Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) – великий самобытный писатель, «отец русской реалистической прозы», автор бессмертных «Мёртвых душ», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», комедии «Ревизор». Дом сохранился и до нашего времени.
В разное время на Плющихе жили: в доме № 32 – писатель, философ, «толстовец» Фёдор Алексеевич Стра-хов (1861-1923) – единомышленник Л.Н.Толстого. В своих книгах «Дух и материя», «По ту сторону политических интересов», «Искание истины» пытался философски обосновать мировоззрение Л.Н.Толстого.
В доме № 36 – русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) – тонкий лирик и блестящий мастер стиха.
В доме № 20 – доме Ахматова – жил знаменитый русский художник Василий Иванович Суриков (1848-1916). Автор монументальных полотен, посвященных переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, где главным героем художник показывает народ-ные массы, выделяя вместе с тем яркие сильные личности: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Поко-рение Сибири» – эти полотна отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью ко-лорита.
В доме № 23 в 1867 году жил писатель Иван Ивано-вич Лажечников (1792-1869) – основоположник историческому жанру в России, автор романа «Последний новик», «Ледяной дом».
В доме № 28 – художник Сергей Васильевич Иванов (1864-1910) – русский живописец.
В доме № 43 – художник Сергей Васильевич Малю-тин (1859-1937) – русский художник, архитектор, заслу-женный деятель искусств РСФСР. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки.
Ни один из этих домов не сохранился.
Дом № 62 принадлежал основоположнику советской гинекологии профессору Владимиру Фёдоровичу Снегирёву (1847-1916). В сегодняшнем Петербурге есть роддом № 6 имени В.Ф.Снегирева – старейший роддом в России, имеющий 230-летнюю историю, называемый в народе «Снегиревка». В этом роддоме родился Владимир Владимирович Путин – современный российский государственный и политический деятель.
Продолжая тему роддома, хочется поделиться инте-ресным фактом и рассказать немного о знаменитом роддо-ме в Москве имени Грауэрмана. Здесь родились многие известные деятели искусств, знаменитые и популярные актёры, поэты, художники, архитекторы, среди них и Булат Окуджава, и Андрей Миронов и многие, многие другие. В этом роддоме в 1964 году родился и Терентiй Травнiкъ. В своих воспоминаниях мама поэта Людмила Георгиевна пишет: «Случилось так, что на 4-ом курсе, когда осталось в летнюю сессию сдать последний экзамен по криминалистике, я вместо юрфака на улице Герцена, пошла на Новый Арбат в роддом Грауэрмана, где вместо «двойни», которую мне пророчили врачи, родила одного мальчика весом 3 кг 900 гр и ростом 49 см». Родиться «у Грауэрмана» считается верным признаком коренного москвича. Здание роддома расположено в центре Москвы на Новом Арбате. К сожа-лению, в 1990 году роддом прекратил своё существование, но само здание осталось.
В соседнем с Плющихой Долгом переулке – сейчас улица Бурденко, жил Николай Нилович Бурденко (1876-1946) – знаменитый хирург, один из основоположников отечественной нейрохирургии. Он организовал в 1929 году первую нейрохирургическую клинику в Москве, ныне – это научно-исследовательский институт нейрохирургии, носящий его имя.
На правой стороне Долгого переулка сохранилось значительно больше интересных зданий. На доме № 8 по-мещена доска с надписью «памятник истории», напоминающая о том, что здесь в 1915-1921 годах жил художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1896). Он приоб-рел участок, на котором в 1914 году выстроил большой до-ходный дом (проект архитектора Дмитрия Михайловича Челищева), где на шестом этаже для него была сделана квартира, соединяющаяся лестницей с мастерской, нахо-дившейся в угловой башне. Эту квартиру можно определить по единственному в доме широкому трехчастному окну со стороны 3-го Неопалимовского переулка. Кандинский долгое время жил в Германии и только с началом первой мировой войны был вынужден возвратиться в Россию. В то время его квартира была занята, и в июле 1915 года он поселился на пятом этаже. Здесь он провел шесть лет, здесь у него родился сын, было создано немало картин и, в том числе, цикл «Зубовская площадь». «...Я много ра-ботаю. Я пишу пейзажи, которые вижу из своих окон: при солнце, ночью, когда пасмурно». Есть сведения, что подъезд, в котором была квартира Кандинского, был расписан художником. В 1921 году В. В. Кандинский был послан в заграничную командировку, из которой он в Советскую Россию уже не вернулся.
В доме № 16/12 в Долгом переулке в 1915-1923 го-дах жил русский религиозный философ и учёный Павел Александрович Флоренский (1882-1937), которого посе-щали здесь Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) – русский и советский живописец, Анна Семеновна Голуб-кина (1864-1927) – российский скульптор, Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – естествоиспытатель, мыс-литель и общественный деятель. Основоположник ком-плекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиохимии. В центре его естественно-научных и фи-лософских интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную обо-лочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой чело-веческий разум и деятельность научной мысли становятся определяющим фактором развития. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.
В ныне не существующем Дорогомилово-Тишинском переулке, когда-то расположенным между 2-м Ростовским переулком и Смоленской улицей, вплоть до самой смерти жил Александр Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – живописец и передвижник, один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передавшего поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов. Автор известной картины «Грачи прилетели».
На углу Плющихи и Ружейного переулка жил Иван Александрович Ильин (1882-1954) – русский мыслитель, религиозный философ, теоретик государства и права, представитель русского неогегельянства – философского течения, представители которого, ссылаясь на Гегеля, склоня-лись к метафизическому толкованию культуры и истории, к выдвижению на первый план наук о духе в противоположность естественным наукам. Основная мысль фило-софской идеи Ильина состояла в том, «что без свободы нет путей к достойной человека жизни, к духу и к Богу, что, поскольку человек только свободно может любить, веро-вать, молиться, постольку он только свободно, самостоя-тельно и самодеятельно может мыслить и исследовать».
В 7-м Ростовской переулке, в доме № 11 жил Вла-дислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) – поэт, про-заик, литературовед.
В переулках, примыкающих к Плющихе, в разные годы жили многие известные художники и творческие личности, например, Илья Ефимович Репин (1844-1930) – в Земледельческом переулке в доме № 9. Интересно, что дом был найден автором книги «Репин в Москве» Владимиром Николаевичем Москвиновым – старейшим московским коллекционером, искусствоведом, членом Союза художников СССР. Квартиру, которая находилась на втором этаже в южной половине дома, он определил по рисунку Валентина Александровича Серова, мальчиком жившего у Репина. «Днем в часы досуга он переписывал все виды из окон моей квартиры: садики с березками и фруктовыми деревьями, построечки к домикам, сарайчики и весь прочий хлам до церквушек вдали. Все с величайшей любовью и невероятной усидчивостью писал и переписывал мальчик Серов, доводя до полной прелести свои маленькие холсты масля-ными красками» – вспоминал И.Е.Репин.
Здесь знаменитый русский художник работал над такими этапными произведениями, как «Крестный ход в Курской губернии», с которого установилась его репутация первого живописца России, «Запорожцы пишут письмо ту-рецкому султану», «Отказ от исповеди» и над портретами Николая Ивановича Пирогова – основоположника военно-полевой хирургии в России и Алексея Феофилактовича Писемского – русского писателя. Эти три московских года были очень плодотворны для художника.
Мальчик Серов вырос и впоследствии стал живо-писцем и графиком Серовым Валентином Александровичем (1865-1911). Известными картинами являются: «Девочка с персиками», написанная в 1887 году, «М.Н.Ермолова», созданная в 1905 и многие другие.
В этом доме встретились два русских гения: Лев Николаевич Толстой и Илья Ефимович Репин. Вечером 7 октября 1880 года кто-то постучал в дверь. Илья Ефимович открыл ее и – «Представляете себе же теперь мое изумление, – писал он Владимиру Васильевичу Стасову, – когда увидел воочию Льва Толстого самого!... Я был так ошеломлен его посещением неожиданным и так же неожидан-ным уходом, хотя он пробыл около двух часов, но мне по-казалось не более четверти часа, что я в рассеянности за-был даже спросить его, где он остановился, надолго ли здесь, куда едет. Словом, ничего не знаю, а между тем ужасно хочется повидать его и послушать еще и еще». С тех пор они виделись много раз и, хотя не во всем были со-гласны, но всегда относились с глубоким уважением друг к другу.
В Ружейном переулке, название которого произош-ло от Ружейной или Станошной слободы, на месте дома № 3 стоял одноэтажный деревянный домик, где в 1858 году после возвращения из сибирской ссылки, поселился русский поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893).
А на месте домов № 5-7 находился пансион преподавателя музыки Николая Сергеевича Зверева (1832-1893) – выдающегося педагога, специалиста в области подгото-вительной стадии обучения игре на фортепиано, продолжателя традиций московской школы, воспитавшего замечательных композиторов и музыкантов Александра Николае-вича Скрябина, Сергея Васильевича Рахманинова и многих других, которые так и назывались – «зверята».
От Плющихи ответвляется Большой Воздвиженский переулок, от которого, в свою очередь, отходит Малый Воздвиженский (с 1922 года 1-й и 2-й Тружениковы) – пересечение этих переулков образуют небольшую пло-щадь. Переулки назывались по церкви Воздвижения Чест-ного Животворящего Креста, здание которой сохранилось: оно стоит среди большого пустыря на углу с 1-м Вражским переулком. В XVII веке церковь носила название «что у Чистого вражка», а несколько позже «что у Пометного вражка» – по изменению названия можно проследить изменение состояния окружающей среды в Москве в прошлом. Воздвиженская церковь памятна тем, что в ней 25 мая 1901 году состоялось венчание Ольги Леонардовны Книппер и Антона Павловича Чехова. Воздвиженская цер-ковь сохранилась до наших дней и в ней возобновлена служба.
По 1-му Труженикову переулку в доме №17 по воз-вращении на Родину жил Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) – русский писатель, публицист, поэт, общест-венный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года. Вместе с супругой На-тальей Дмитриевной и детьми он вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан. После из Вла-дивостока проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице.
Вот такой небольшой увлекательный экскурс, опи-раясь на неполные дошедшие до нас исторические сведения, мы с вами совершили в прошлое улицы Плющихи и познакомились с его жителями.
Слой третий – родовые корни. Первые два слоя почти вплотную приблизили нас к разгадке тайны названия первого поэтического сборника «Сушкин дом… на Мухи-ной горе» – это реально существующее место в Москве, пропитанное высокими идеями и мыслями прежде прожи-вавших там людей. Родители Терентiя Травнiка тоже уро-женцы этих мест. Отец Терентiя – Аркадий Павлович ро-дился на Плющихе, а мама Людмила Георгиевна родилась в доме, называем в народе «мыловарка», находившемся на склоне Мухиной горы, что ближе к Бородинскому мосту и почти примыкавшему к Сушкиному дому. Позже, когда дом сломали, папе Людмилы Георгиевны – Филимонову Георгию Григорьевичу дали комнату в одной из квартир Сушкиного дома. «В одной нашей квартире №20 было шесть комнат и проживало двадцать человек, и одна кухня с шестью керосинками. Бельё стирали и кипятили в баках на керосинках по очереди. При такой тесноте жили дружно, а Игоря любили все соседи» – пишет Людмила Георги-евна в своих «Воспоминаниях».
В этом же доме родился и вырос Игорь Аркадьевич Алексеев, будущий поэт Терентiй Травнiкъ. Там же про-шло его «плющёвое» детство. Поэт в конце сборника «Сушкин дом… на Мухиной горе», указывая адрес изда-тельства «Светецъ», оставил точный адрес своего детства – это Сушкин дом на Мухиной горе: 119121, Москва, 3-й Ростовский переулок, дом 13 кв. 20. Дом давно снесли, 3-й Ростовский переулок не существует, и маленький мальчик Игоряша давно вырос. Став поэтом Терентiем Травнiкомъ, он увековечил Родину своего детства для потомков в на-звании своего первого поэтического сборника, как метафору своей «малой Родины», начавшейся именно отсюда с 3-его Ростовского переулка на Мухиной горе, с «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе». Позже, в стихотворении «Плющихинское», посвященное друзьям детства – Николаю Игумнову, Александру Басову, Андрею Звекову, Игорю Паршенкову, Владимиру Сокольникову, Александру Ваганову, Михаилу Большакову, встреча с которыми состоялась в 2008 году, Т.Травнiкъ вновь вернется к теме «плющёвого» детства, к своим друзьям по детству и той дружбе, которая пробившись «ростком с Ростовского бугра», «проросла в мужскую верность» и длится по сей день:
И на Плющихинской закваске
Ростком с Ростовского бугра,
Сдав дружбу жизни без подсказки,
Мужская верность проросла.
Недаром говорится, что где прошло детство человека, там и его Родина.
Из книги «Воспоминания»,
матери поэта, Людмилы Георгиевны Алексеевой:
«Что Аркаша, что Игорь меня постоянно удивля-ют. Они постоянно что-то изобретают. То парашют пускают, то что-то плавят, то куда-то уходят в город, а потом приносят грибы – шампиньоны и жарят их с картошкой, а вот на выходные наметили идти рыбачить на Москву-реку, серьезно готовятся. В нашем доме всегда много детей. Все дети из нашего дома и соседних домов – школьные друзья Игоря, собираются у нас за чаем. С удовольствием бабушка Мария Васильевна им печет пироги. Я до вечера на работе, приду, а они все уже за столом – за чаем с пирогами. Саша Ваганов, что живет напротив, любит порассуждать с бабушкой о жизни, Юра Чепелюк о поломках в доме, приходят и Коля Игумнов, и Саша Басов, и Андрей Звеков, и Игорь Паршенков, заметила, все очень развитые начитанные ребята, а ведь это еще только начальная школа.
Дом наш старый, живем в коммунальной огромной квартире, воды горячей нет, а в других домах есть удобства, даже у Игумновых горячая вода – газовая колонка. Мы же ходим мыться в Виноградовские бани по Седьмому Ростовскому переулку. Да, живем обычно, как живут мно-гие москвичи, живем скромно, но радует то, что дом полон детей. Как-то получается у Игоря их всех собрать именно к нам. Насидятся, а под вечер мы с Аркадием разводим их по домам, кого в Неопалимовский, а кого на Плющиху, как, например, Женю Никитина, друга Игоря еще с детского садика.
Завтра поход в гости к моей подруге Ниночке (Нине Тимофеевне Кочетковой. Прим. автора). Игорька пригласили в «Уголок Дурова» вместе с Машулей, сбываются мечты… ».
Людмила Георгиевна Алексеева – мама Терентiя Травнiка имеет высшее образование, которое получила на юридическом факультете Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова – это единственное учебное заведение до сих пор является самым престижным высшим учебным заведением России и имеющее высокий уровень подготовки молодых специалистов, признанных во всем мире. После окончания университета работала проку-рором отдела в прокуратуре Московской области, а затем была избрана судьёй Московского областного суда. Имеет почётное звание – заслуженный юрист Российской Федерации. А дома Людмила Георгиевна любящая мама и жена, непревзойдённая и хлебосольная хозяйка, умеющая создавать непередаваемую атмосферу уюта и домашнего тепла для своих домашних и всех друзей и одноклассников ма-ленького Игоряши, которые любили бывать у них в гостях. И по сей день, предвкушая встречу с Людмилой Георгиев-ной, с удовольствием спешишь в гости к Алексеевым и окунаешься в тепло и заботу всегда гостеприимных хозяев. С Людмилой Георгиевной приятно и легко общаться, она тонкий, умный и тактичный собеседник. После таких встреч в душе всегда остается ощущение тепла родного дома.
Аркадий Павлович Алексеев – отец поэта, по словам Людмилы Георгиевны, «родился в семье простых, но очень добрых людей». Отец его, дед Терентiя Травнiка, Павел Алексеевич погиб в первый год войны и похоронен под Смоленском. Мать Марфа Романовна осталась с четырьмя детьми: трое – воевали: две дочери и сын, а самый младший Аркадий в годы Великой Отечественной войны был определён в Суворовское военное училище. По окончании учёбы служил в армии, а позже, выйдя в отставку, работал инженером-конструктором в конструкторском бюро Томилинского электровакуумного завода. Аркадий Павлович обладал незаурядными творческими способностями: постоянно что-то изобретал и усовершенствовал, а на ра-боте подавал много рацпредложений. Серьёзно увлекался музыкой, играл в любительском джазовом оркестре и очень хотел, чтобы Игорь тоже играл на каком-нибудь ин-струменте. Свою любовь к изобретениям и музыке Аркадий Павлович передал своему сыну. Игорь не только во-плотил в жизнь папину мечту, но и превзошел все ожида-ния – состоялся не только, как музыкант и исполнитель, но и как композитор, художник и поэт. А начиналось все со школьной скамьи. Организаторский талант проявился у Игоря рано, он «вовлёк к игре на музыкальных инструмен-тах своих одноклассников. Они собирались у нас, и играли джазовые композиции, иногда приглашали и Аркадия Пав-ловича поиграть с ними на ударных инструментах» – де-лится в беседе Людмила Георгиевна. Группа «Ноевъ Ков-чегъ», или «NOE», была создана в далёком 1979 году бара-банщиком Леонидом Чертовым и гитаристом Дмитрием Вороновым, а в 2009 году, к 30-летию группы на студии «Lemur records» вышел юбилейный альбом «Ноевъ ков-чегъ», в который вошли наиболее известные и любимые песни одной из самых таинственных групп московского андеграунда 80-х годов прошлого века, записанный Т.Травнiкомъ по просьбе петербуржских поклонников и продюсера Сергея Долматова.