…й, родители для детей всегда должны оставаться хорошими. И профессионалы, работающие с детьми, должны поддерживать этот образ родителей. Ребенку следует объяснить, что родители больны (если они страдают алкоголизмом или являются наркоманами), что у них серьезные проблемы, поэтому, допустим, они не могут воспитывать ребенка в данное время. Тем более что это правда. Что ребенок может сохранять связь с родителями, а, когда станет взрослее, если захочет, сам им сможет помогать.
Бывают, конечно, отдельные случаи криминальных родителей. Тогда желательна специальная квалифицированная психологическая помощь. Она направлена на то, чтобы в сознании ребенка развести образ биологического родителя, давшего жизнь, и образ личности родителя, совершающего преступления, с которым ребенок может не иметь ничего общего. Таким образом, ребенок как бы оставляет личную ответственность за асоциальное поведение на родителе. 3. Энергетический баланс в семье Порядок «давать – брать» в системе осуществляется двумя спо-собами: вертикальным и горизонтальным. Вертикальные отношения – это отношения между родителями и детьми. В этих отношениях функционирует закон: родители дают, дети берут. Дети не возвращают родителям, а также безвозмездно передают дальше своим детям, и, таким образом, существует жизнь. Что передают? Любовь. Начиная от вынашивания, рождения, выкармливания, и далее в зависимости от возможностей родителей. Дают жизненную энергию через заботу, обеспечение безопасности, развития. Родители в этом бескорыстны (в норме). Идеально, когда дети рождаются как реализация любви, и родители их любят безусловно, просто за то, что они есть, не строя никаких планов на будущее по их использованию. К сожалению, так не всегда бывает. Иногда дети не очень желаемые, случайные, иногда в их отношении строятся какие-то родительские ожидания. Например: «прославить семью», «опора в старости», «продолжатель рода или дела», «кормилец родителей» и т. д. Излишне говорить, что родители, строящие ожидания по поводу своих детей, как правило, незрелые нереализованные люди. Конечно, нелегко работать с такими родителями, убедить их отказаться от ожиданий, принимать ребенка таким, каков он есть. Главная миссия детей по отношению к родителям – научить родителей бескорыстной безусловной любви. Это главная задача всех людей, но для людей, у которых есть дети, она облегчается, потому что они имеют реальную возможность это качество в себе развить. Дети не могут родителям вернуть никаких долгов. Эти долги слишком велики. Но родителям этого и не надо. Лучшая награда родителям, если ребенок счастлив, если он скажет им: «Спасибо за жизнь! Я счастлив, что родился». Конечно, бывают ситуации, когда родители остро нуждаются в помощи детей, например, по состоянию здоровья. Тогда дети частично возвращают энергию родителям в виде заботы. Но меру и форму этой заботы определяют сами дети, исходя из своих возможностей. Эта забота не должна ущемлять супругов и их собственных детей (внуков). То есть по важности забота о престарелых родителях стоит после партнерских отношений и после обязанностей по отношению к своим растущим детям. Основная ответственность за родителей возлагается на последне-го ребенка в семье, независимо от того, мальчик это или девочка. Это не означает, что остальные дети должны устраниться от этого, но груз принятия решений – на младшем. Такое распределение справедливо, исходя из закона иерархии. Младший в семье получает больше всех заботы от семьи. О нем заботятся не только родители, но и старшие братья и сестры. Таким образом, именно он должен что-то вернуть системе. Если этот порядок не соблюдается, например, о родителях заботится старший ребенок, это вызовет нестабильность в системе и недоразумения. У старшего могут начаться претензии к младшему и какие-то требования. Идеально, когда от родителей к детям течет поток любви и ничто его не нарушает. Родитель с радостью отдает ребенку все, что имеет, а ребенок тянется к родителю. О характере отношений между родителями и детьми можно сделать некоторые выводы из наблюдений. Вот, например, родитель приходит забирать ребенка из детского сада. Как ребенок реагирует, когда видит родителя? Понятно, что в норме он бросает игру и бежит на руки родителя. Или дети играют на пло-щадке. Кого-то из них обидели. Обиженный ребенок бежит к сидящей матери и утыкается в нее лицом. Побудет так некоторое время и возвращается к игре. У маленьких детей особенно заметно это движение к родителям. Ребенок набирается энергии у своих родителей, когда поток любви ему обеспечен. Чем ребенок взрослее, тем это движение менее заметно, но оно сохраняется. С этим связано чувство отчего дома, куда всегда можно вернуться, где всегда примут. Счаст-лив тот человек, который уверен в своих родителях, что его любят и всегда примут любым, что бы в жизни с ним не случилось. Но бывает немало случаев нарушения потока между родителями и детьми. Наиболее распространенные из них имеют специальные названия – «триангуляция» и «парентификация», «идентификация». Триангуляция происходит, когда ребенка приравнивают к иерар-хическому уровню родителей. Допустим, муж, отец оставляет семью, и мать осознанно или неосознанно делает сына старшим мужчиной в семье. То есть, таким образом, мальчик перестает быть ребенком, сыном, он становится как бы партнером матери. Это же происходит и в ситуации, когда слабый, допустим, пьющий или очень больной отец. Мальчик занимает в этом случае не свое детское место, а место выше по иерархии. Конечно, это отразится на его характере, он может стать более ответственным, может начать управлять матерью, стать деспо-тичным. Но самое нежелательное последствие триангуляции – этому сыну практически невозможно создать свою собственную семью. Он уже психологически «женат» на маме. В такой же ситуации может оказаться девочка, и как партнерша отца в случае, допустим, смерти матери, и даже как партнер мамы в случае утраты (не обязательно в случае смерти) отца. Что же делать, чтобы не осложнять судьбу детей? Освободить их от триангуляции, поставить на их детское место. Мать должна сказать сыну: «Ты только мой сын, мой маленький мальчик (неважно, в каком он возрасте), мои отношения с твоим отцом – наша с ним проблема, она тебя не касается. Я справлюсь сама». В случае развода или смерти партнера желательно, чтобы мать нашла себе партнера, и ме-сто взрослого мужчины в семье было занято. Он, конечно, не будет заменять отца ребенку, но уважительные отношения между ними возможны и желательны. Сын уважает мужчину, как партнера мамы, которого она выбрала. А мужчина уважает сына жены, как человека, раньше его пришедшего в систему его партнерши. Точно также и у отца с дочерью, и у дочери с матерью. Второй тип распространенного нарушения – парентификация, то есть ситуация, когда подросшие дети становятся родителями для своих родителей, то есть иерархически занимают нишу бабушек и дедушек. Эта ситуация чаще имеет отношение к уже взрослым детям, нежели к подросткам. Родители как бы говорят: «Я тебя вырастил, теперь заботься обо мне». И ребенок, признавая справедливость того, что родитель много ему дал, действительно не только становится заботливым, но и решает за родителя те проблемы, которые родитель должен решать сам. Такая ситуация чаще встречается, когда родитель рано теряет кого-то из своих родителей (то есть бабушек и дедушек). Таким образом, родитель как бы недополучает любви от своих родителей и пытается компенсировать это за счет подросших детей. Если же ребенок станет отказываться от этой роли, родитель может начать обижаться, обвинять ребенка в том, что ребенок плохой сын или плохая дочь. Как правило, людям тяжело выдерживать такие обвинения, и они сдаются, то есть идут на поводу манипуляций родителей. Встречается также нарушение детско-родительской связи в форме идентификации. Это возникает вследствие незавершенных преды-дущих связей родителей. Допустим, у матери была сильная первая любовь, но пара не сложилась. Однако чувства матери, ее душа осталась в этой эмоционально сильной связи (необязательно эта связь была сексуальной). Тогда, в случае рождения сына, она в нем видит как бы не только сына, но и своего возлюбленного. Таким образом, сын получается, идентифицирован с первой любовью матери. Он может даже повторять судьбу того мужчины, совершенно ничего о нем не зная. Эта возможность бессознательно передается через поле матери. В этом случае актуально разотождествление. Мать должна увидеть, что сын – это только сын, и к тому мужчине он не имеет никакого отношения. А сын должен увидеть, что он только сын своей матери, у него свой отец, и к тому мужчине он не имеет отношения. Бывает достаточно, чтобы эту идентификацию увидела только мать и разделила их образы в своем сознании. Аналогичная ситуация может быть между отцом и дочерью. В этих ситуациях профессионалу, работающему с семьей, можно обратить внимание родителя на то, что ребенок – это только ребенок, сын или дочь, и в каком бы возрасте они ни были, они лишь дети для своих родителей, разница в 18–20 и более лет, которая бывает между родителями и детьми, никогда не изменяется. Особый порядок в отношении «давать – брать» между братьями и сестрами. Тот, кто появляется на свет раньше, должен давать тому, кто появился позже, а появившийся позже должен брать у появившегося раньше. Старший ребенок больше дает, а младший больше берет. За это самый младший ребенок берет на себя основную заботу о престарелых родителях. Горизонтальный обмен в семье осуществляется между супруга-ми. В паре существует баланс в отношениях «давать – брать». С одной стороны, каждый из супругов вносит свой вклад в существование семьи, свою энергию в форме заботы, труда, денег. Существенно, чтобы этот вклад от мужа и жены был примерно одинаков. То есть, если муж больше зарабатывает, жена больше работает в доме и т. д. С дугой стороны, они что-то дают непосредственно друг другу. И если один супруг постоянно дает, а другой только берет, это уже не партнерские отношения, а детско-родительские. В этих случаях супругу, который дает, может в конце концов надоесть все время давать, ничего не получая взамен. Или супруг, который берет, начинает чувство-вать себя очень обязанным, должным и может захотеть разрыва. Есть общая закономерность: люди не любят тех, кому должны. Поэтому благодеяния свои распространять надо с осторожностью, чтобы не наплодить врагов. В супружестве идеально, когда каждый старается сделать для другого партнера что-то хорошее. Может быть, чуть больше внимания, чем получил, чуть больше заботы, выражений любви. Тогда отношения приносят удовлетворение. Если же кто-то из супругов делает другому партнеру что-то плохое, то важно, чтобы другой, испытывая боль, не захотел сделать еще больнее. Тогда отношения начнут разрушаться. Ущемленный супруг должен тоже сделать что-то плохое, но меньшее, чем сделали ему. Почему нельзя просто простить и не делать ничего плохого? Потому что тогда сохраняется дисбаланс, отношения теряют стабильность. В этом случае один становится ви-новным, а второй невиновным. Невиновный начинает иметь приоритет, право принижать виновного. Это потенциально конфликтная ситуация. Если же второй сделает что-то плохое, равновесие восстанавливается и мир возможен. В партнерских отношениях между мужем и женой важно, чтобы и муж и жена признавали свое равенство. Любая попытка вести себя или с позиции превосходства, пристройки сверху («родитель») или с позиции зависимости и подстройки снизу («дитя») ограничивает партнерские отношения и ставит их под угрозу. Педагогу вряд ли следует вмешиваться в парные отношения, это дело исключительно супругов, но видеть, что происходит, полезно. Таковы основные закономерности функционирования семейных систем.
|
|