МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ


ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА
Э. БЕРНА В ЭФФЕКТИВНОМ ОБЩЕНИИ  

ОСНОВНЫЕ НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ  

НАВЫКИ РАБОТЫ С СОБОЙ

НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

НАВЫКИ РАБОТЫ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ  

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ 


ВВЕДЕНИЕ

Современные условия перестройки системы российского образования и введения новых образовательных стандартов характеризуются, прежде всего, изменениями в системе взаимоотношений между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. Требование времени – воспитать духовную, творческую и инициативную личность, обладающую чувством собственного достоинства, уважающую себя и других людей, способную к саморазвитию. Такая задача непосильна педагогам, привыкшим к авторитарному стилю общения, жесткой дисциплине, преуспевшим в подавлении себя и других людей. Таким педагогам свободолюбивые, пытливые, инициативные дети просто неудобны. Для того чтобы они стали любимы педагогами нужны изменения в сознании и самосознании педагогов. Этот фактор в первую очередь определит успех происходящих изменений в образовании. Процесс этот не полностью управляемый, но его можно стимулировать, в частности, некоторыми формами обучения. Одна из таких форм – освоение ключевой коммуникативной компетенции, включающей знания в области психологии общения, возможность приобрести коммуникативные умения и отработать коммуникативные навыки, практически использо-вать их в любых жизненных ситуациях и передавать это умение воспитанникам.
Сущностью гуманистического подхода в деле образования и воспитания является принятие воспитанника таким, какой он есть, и создание условий для реализации его потенциальных возможностей. Гуманистический подход предполагает, что каждый человек, каждый ребенок неповторим и несравним.   
  Если не у каждого есть таланты, то, по крайней мере, каждый самобытен, у каждого свой неповторимый жизненный путь и свой способ самореализации в этой жизни. И это необходимо уважать педагогу-профессионалу. В настоящее время по-прежнему делается ставка на «победителей», «преуспевших» по тем или иным показателям, выработанным людьми. Это будет продолжать вызывать противоречия в образовании. Проблема ценностей и ценностных ориентаций продолжает оставаться очень острой и актуальной, стремление выработать критерии, показатели работы педагога с целью повышения ее эффективно-сти сопряжено с множеством проблем, противоречий и «нестыковок». Конечно, представляется важным патронировать и взращивать одаренных детей, давая им всяческую поддержку, но нельзя забывать и об остальных, которые будут определять менталитет нашего будущего общества. «Все дети хорошие» должно быть девизом современного педагога. И как не должно быть любимчиков и отверженных в семье, так не должно их быть и в классе, и в детсадовской группе. Если ребенок ведет себя девиантно, ему тяжело учиться, на это есть не зависящие от него причины. Задача педагога – разобраться и помочь, если возможно. Если невозможно помочь – принять все как есть без эмоционального надрыва. Владение коммуникативной компетенцией позволит педагогу реально осуществлять гуманистический подход в обучении и воспитании, который включает гуманное отношение не только к воспитанникам, но и самому себе. Данное учебно-методическое пособие призвано помочь учителю, воспитателю создать комфортный психологический климат на своем рабочем месте, в педагогическом и детском коллективе. В нем предлагаются некоторые алгоритмы взаимоот-ношений между людьми, следуя которым можно избежать много «подводных камней» и шероховатостей. Пособие призвано помочь учителю и воспитателю в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с принятыми в настоящее время образовательными стандартами.
Пособие имеет практическую направленность и основано на многолетнем опыте работы автора в системе образования и проведения социально-психологических тренингов с разными категориями людей, работающих в сфере «человек – человек». Ни одна книга не заменит практики, а практика должна опираться на теоретический материал, изложенный письменно. Данное пособие – методическое сопровождение к практическим занятиям, и, наоборот, на его основе можно выстраивать практические занятия, причем как для педагогов, так и для учащихся среднего и старшего школьного возраста. В пособии предлагаются тесты, задания, вопросы для самоконтроля и для организации дискус-сии с учащимися.
 Пособие предназначено широкому кругу педагогов, а также всем тем,  кто желает  улучшить  свои  отношения с окружающими людьми, как в профессиональной, так и личной жизни.


ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

В науке существует множество определений коммуника-ции и общения. В самом общем понимании коммуникация – это смысловой аспект социального взаимодействия.  Всякое инди-видуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимание другого человека (12).  В самом широком смысле общение выступает как форма жизнедеятельности.  Социальный смысл общения состоит в том, что  оно  выступает  средством  передачи  форм  культуры  и  общественного опыта.    В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживает свои индивидуальные особенности.
В процессе общения удовлетворяются потребности. Это не только потребность в обмене информацией, но и не менее важные социогенные потребности, выражающиеся в стремлении человека подтвердить собственную ценность через взаимодействие с другими. Так при потере близких людей мы сильнее всего ощущаем пустоту, поскольку именно близкие нам люди более всего подтверждали нашу ценность, чувство, что мы есть, что мы существуем.
Г.М. Андреев (1) выделяет три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.
1. Коммуникативная связана с выявлением специфики инфор-мационного процесса между людьми как активными субъекта-ми, то есть с учетом отношений между партнерами, их устано-вок, целей, намерений, что приводит не просто к обмену инфор-мацией, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.
Средствами коммуникативного процесса являются различ-ные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическия система знаков (жесты, мимика, пантомимика, ви-зуальный контакт), экстралингвистические системы (интонация, речевые вкрапления, паузы), система организации пространства и времени коммуникации.    В     реализации этой функции важно также использовать единый язык и одинаково понимать ситуацию, в которой происходит общение.
2. Интерактивная сторона, которая представляет собой построение общей стратегии межличностного взаимодействия. Вступая в общение, человек ставит перед собой цель оказывать воздействие на партнера и сформировать свой образ в представлении партнера.
Каждый человек имеет набор социальных ролей. В психологии под социальной ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения и ожидания окружающих от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Один и тот же человек, как правило, выполняет различные социальные роли в различных ситуациях общения. Эта множественность ролевых позиций нередко порождает противоречия – ролевые конфликты. В общении имеет место эффект ожидания определенного поведения от человека. Непредсказуемость поведения человека может нервировать окружающих и разрушать общение. Но и полная предсказуемость делает общение вялым, банальным и лишенным новизны.
3. Перцептивная сторона включает в себя процесс формирова-ния образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются:
1) Идентификация – способ понимания другого через осознание или бессознательное уподобление собственным характеристи-кам. Есть выражение «по себе судят». Действительно, мы не можем увидеть в человеке того, чего нет в нас самих.
2) Рефлексия – осознание субъектом того, как он сам восприни-мается партнером по общению. Это предположительный образ себя в глазах другого. Он всегда предположительный.
3) Стереотипизация – восприятие, классификация и оценка социальных объектов (группы, человека, события) на основе определенных представлений, отвечающих социальным стереотипам. Это вольная или невольная «подгонка» по какой-то «тип». Людьми используются понятия «интеллигент», «работяга», «новый русский» и т. п. Вступая в общение, мы вольно или невольно оцениваем человека и относим его к определенному типу по нашей внутренней классификации.
Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется каузальной атрибуцией или причинной интерпретацией. Это явление играет большую роль в процессе восприятия человека человеком, но также это и причина искажен-ного восприятия людей друг другом.
   
Л.А. Карпенко (10) выделяет следующие функции общения:

·    контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и постоянная ориентированность друг на друга;

·    информационная – обмен сообщениями, прием сведений, обмен мнениями, решениями и т. п.;

·    побудительная - стимуляция активности партнера в общении, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

·    координационная – взаимное ориентирование и согласо-ванность действий при организации совместной деятельности;

·    понимания – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание переживаний, состояний и т. п.;

·    амотивная – возбуждение в партнере эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

·    установления отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в которых предстоит действовать индивиду;

·    оказания влияния на партнера с целью изменения его состояний, поведения, намерений, установок, мнений, ре-шений и т. д.

В соответствии с функциями общения условно выделяют              следующие типы сообщения:

·    побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба);

·    информативные (передача реальных или вымышленных сведений);

·    экспрессивные (возбуждение эмоционального пережива-ния);

·    фатические (установление и поддержание контакта).


 По типу отношений участников коммуникации общение может быть личным, публичным, массовым. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель – лицо генерирующее, собирающее и передающее информацию.
2. Сообщение – собственно информация, закодированная в виде символов.
3. Канал – средство передачи информации.
4. Получатель (реципиент) – лицо, которому предназначается информация и которое интерпретирует ее.
Каждый этап  является точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Этапы: зарождение идеи (информация) – кодирование или выбор канала – передача – декодирование.

1.    Зарождение идеи. Отправитель осознает, какая именно информация предназначена для передачи, формулирует ее с учетом своих целей, конкретной ситуации и т. п.
2.    Кодирование и выбор канала. Коммуникатор должен с помощью символов (жестов, слов, цифр, интонаций и т. п.) закодировать информацию. Способ кодирования зависит также от выбранного канала передачи информации. Процесс кодирования превращает идею в сообщение. Коммуникатор должен быть уверен, что его система кодирования понятна реципиенту, поэтому для разных реципиентов одна и та же информация может быть закодирована по-разному.
3.    Передача информации, донесение ее другому лицу.
4.    Декодирование информации получателем. Перевод сим-волов отправителя в мысли получателя.

Далее реципиент сам может стать коммуникатором. Но для того чтобы процесс коммуникации был успешным, желательно наличие обратной связи. Обратная связь – опорная реакция на информацию, отсылаемая назад отправителю, свидетельствующая о мере понимания информации. Обратная связь, как прави-ло, значительно повышает эффективность обмена информацией, так как дает возможность коммуникатору непрерывно корректировать информацию и поведение, перестраивать систему сво-их действий и средств коммуникации, чтобы быть правильно понятым, достичь желаемого результата. Без обратной связи по-тери информации могут достигать 80–90%.
Шумы препятствуют коммуникации, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое ис-кажение смысла. Иногда наличие шума может привести к пол-ной блокировки информационного обмена.
 Межличностные барьеры, возникающие в процессе обще-ния, могут быть сосредоточены в восприятии, семантике, обмене невербальной информацией, некачественной обратной связи, как правило, мы имеем дело с множеством барьеров, поэтому, если мы действительно заинтересованы в контакте, информа-цию следует постоянно уточнять и именно у человека, в ком вы заинтересованы.
Кроме того, для людей характерно реагировать не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как происходящее.
Расхождение может быть на уровне суждений, поскольку люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по- разному, в зависимости от накопленного опыта. В большинстве случаев люди воспринимают только часть информации. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, часто либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этим опытом и понятиями.


Эту ситуацию хорошо иллюстрирует дзенская притча.

Японский мастер дзен Нан Ин, живший в эпоху Мэйдзи (1868–1912), как-то принимал у себя профессора университета, который пришел порасспросить его о дзен. Нан Ин стал разливать чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор какое-то время смотрел на чай, льющийся через край, но, наконец, не вытерпев, воскликнул: «Чашка полная. Больше не входит!» «Вот как эта чашка, – ответил Нан Ин, – так и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Могу ли я показать вам дзен, если вы не опорожнили свою чашку?»


Трудности в коммуникации могут создавать и социальные установки – субъективные ориентации человека как члена общества на те или иные ценности, которые приписывают индивиду определенные принятые способы поведения.


Смысловая установка зависит от социальной и может включать:

·    информационный компонент (картина мира);

·    эмоционально-оценочный компонент (антипатия, симпатия);

·    поведенческий компонент (готовность действовать или не действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл).

С одной стороны, смысловые установки помогают адапта-ции личности в обществе, но с другой, они выполняют функцию самозащиты. Способствуя самоутверждению личности, в то же время они ограничивают личность в ее развитии, закрепляют стереотипы поведения.
При выстраивании эффективного общения с людьми следует учитывать и перечисленные барьеры коммуникации.

   

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ CЕМЬИ И ИХ УЧЕТ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ


В образе жизни семьи, ее развитии и функционировании имеется несколько закономерностей.

1. Целостность семьи

Это условие может быть сформировано следующим образом: «каждый человек имеет право быть членом своей семейной системы, и никто не может быть из нее исключен». Возникает вопрос, кого включает в себя семейная система? Ниже мы приводим перечисление состава семейной системы, как она дана Б.Хеллингером [14].

·    Ребенок, его родные и сводные братья и сестры, как умершие, так и мертворожденные. Это самый низкий уровень.

·    На следующем уровне находятся родители, их родные и сводные братья и сестры, включая умерших и мертворожденных.

·    Одним уровнем выше находятся родители родителей, иногда кто-нибудь из их родных братьев и сестер и редко – сводных.

·    Иногда тот или иной из прадедов.

·    Из всех упомянутых выше особенно важны те лица, у которых была тяжелая судьба или с которыми другие члены системы обошлись несправедливо (например, при разделе наследства), или же они были изгнаны, отданы в чужие ру-ки, презираемы или забыты.

·    Затем идут (чаще всего это самые важные лица) все те, кто уступил в определенной системе свое место другим членам этой системы, даже если они не являлись их родственниками. Например, женщина или мужчина из прежней связи родителей и прародителей, даже если их уже нет в живых. Отец или мать сводных братьев и сестер. Кроме того, все те люди, потери которых обернулись выгодой для какого-то члена системы. Например, когда кто-то получил наследство в результате ранней смерти другого члена системы или в результате того, что кто-то был лишен наследства.

·    К системе принадлежат и все те, с которыми обошлись несправедливо, и благодаря которым кто-то в ней получил какую-либо прибыль, например, наемные работники. Но это правило действует только в случае действительно огромной несправедливости и ущерба.

Этот круг лиц определен экспериментально, в результате многолетней практической работы и наблюдений. В настоящее время разрабатывается теория морфогенетического поля [15], благодаря которому мы все находимся в едином информационном пространстве. Члены системы связаны либо кровно, генетически, либо энергетиче-ски посредством эмоциональных привязанностей.
Обратим внимание, что система включает в себя не только предков по прямой линии, но и партнеров. Это важное обстоятельство, поскольку забытые, обиженные бывшие партнеры часто заявляют о себе через детей, рожденных уже от других партнеров. Так, у девочки может быть девиантное поведение по причине того, что отец несправедливо обошелся со своей бывшей женой или любимой, она оказалась обиженной и исключенной из сердца отца, а значит, и из системы.
Итак, когда практически мы можем констатировать нарушение закона целостности семьи, или закон принадлежности? Очевидно при усыновлениях. Политика государства сейчас поддерживает усынов-ление. Конечно, возможны хорошие результаты усыновления, но при определенных условиях. Во-первых, не должно быть тайны усынов-ления. То есть ребенок должен знать, что родители приемные, и при желании он может установить контакт с родными родителями. Во-вторых, приемные родители должны уважать семейную систему ребенка и его родных родителей, какими бы они ни были с моральной точки зрения. Они дали жизнь этому ребенку. Жизнь – это самое большее, что человек может дать человеку.
Каждый ребенок наполовину отец и наполовину мать. Это строго научно, в соответствии с биологией. Как известно, мужские хромосо-мы обозначаются XY, а женские XX. При сочетании мужского Y с женским X рождается мальчик, а при сочетании мужского X с женским X – девочка. В каждом индивиде «количество» отца и матери в равной степени! Есть родители, чаще матери, но иногда и отцы, которые узурпируют единоличное право на ребенка! Этим они наносят травму не только другой стороне, но и непоправимый вред самому ребенку. В этом случае не приходится говорить о любви, а только о родительском эгоизме. К этой идее равного участия отца и матери в рождении индивида мы будем периодически возвращаться, поскольку эта идея архиважная для понимания семейных динамик и судьбы конкретного человека.
Итак, предпочтительно усыновлению – оформление опеки. Эф-фективны патронажные семьи, а также семейные детские дома. Существует замечательная практика отдельных детских домов прово-дить работу по восстановлению семей, привлечению родных родителей к воспитанию. Да, результаты обычно не впечатляющие, процесс этот сложный. Маргинальные взрослые быстро привыкают жить без детей, им так удобнее. Но все же такую работу по восстановлению связей в семейной системе, восстановлению связей между детьми и родителями следует всячески поддерживать.
Закон целостности семьи, или закон принадлежности, нарушается и тогда, когда кого-то из родственников исключают из семейной системы. Исключают – это значит, что не вспоминают или вспоминают «недобрым словом», плохо говорят о нем, не разрешают другим чле-нам семьи с ним общаться. Во времена сталинских репрессий такими исключенными могли быть политические заключенные. Признавать родственные отношения с ними часто означало ставить под удар всю семью. Возникали тайны в семье, которые губительно влияли на по-следующие поколения. Роль тайны в семейной системе вообще, как правило, негативна. Она приводит к болезням и даже смертям членов системы. В то время такое исключение было вынужденным. Но иногда людей исключают по моральным соображениям, считая их позором семьи или «паршивой овцой». Это могут быть люди связанные с преступлениями, погибшие от зависимостей, умершие в психиатри-ческих больницах и т. д. И тогда эта неполнота семьи будет сказы-ваться. Кто-то из потомков должен заменить исключенного, система не терпит пустоты, то есть повторить его судьбу или девиантным по-ведением давать понять родственникам, что кого-то не хватает.
В последнее время такими исключенными из семейной системы все чаще становятся отцы. Браки распадаются, и женщина часто, чувствуя себя обманутой в своих надеждах на счастливую семейную жизнь, злится на бывшего мужа, обвиняет его в своих несчастьях, страданиях. Понятно, что когда человек обвиняет другого в своих проблемах, он не является зрелой личностью. Но незрелых личностей много по разным причинам. Иногда за этой злостью стоит боль. Злость переживать легче, чем терпеть боль. А злость часто соседствует с местью, желание сделать больнее человеку, который, как кажется, во всем виноват. Так порой возникает агрессивное отчуждение между бывшими супругами. А разменная монета в этом – дети. Вопрос родительской любви здесь не рассматривается. Супругам больно и обидно, о какой любви может быть речь? А ребенок – инструмент отмщения, способ причинить боль. Например, запретить общаться с отцом, что-то брать от него (поддержку, внимание, заботу, деньги). Такая же ситуация может сложиться и в отношении матери, но это бывает реже. Возможно, потому что суды при разводе оставляют детей женщине, и только очень состоятельным отцам удается отсудить детей.
Никто в этой ситуации, как правило, не думает о самом ребенке, каково ему, что лучше для него. Мы далеки от желания обвинять родителей. Они не могут позаботиться даже о своем душевном состоянии, а не то что о ребенке. У них нет на это ни энергии, ни осознанности. А каждый ребенок любит родителей одинаково. Нет глупее вопроса: «Кого ты больше любишь, маму или папу?» Если ребенок говорит, что ненавидит кого-то из родителей, это не ненависть, это завуалированная боль. Если естественное движение души ребенка в любви к родителю столкнулось с каким-то серьезным препятствием, то появляется боль. Но за такой болью всегда стоит безусловная лю-бовь. Душа ребенка, безусловно, возможно слепо, неосознанно любит родителей в равной степени, потому что он, ребенок, состоит из этих двух половинок. И вот его «разрубают». Вспоминается библейская притча о мудром царе Соломоне. Напомним, что в притче истинная мать была готова отказаться от ребенка ради его жизни. Но о благе ребенка могут заботиться только зрелые взрослые, любящие родители. Как может чувствовать себя ребенок, разрубленный пополам? Никакие замечательные отчимы и мачехи не в состоянии полностью заменить родных отца и мать. Ребенок будет все время искать недостающую часть. Он может начать ее искать в ранних половых связях, алкоголизме, наркомании и т. п. Доказано, что ранние половые связи вообще характерны для подростков, не имеющих нормальных контактов с родителями, в том числе тактильных.
Как же в этой ситуации бороться с зависимостями, девиантным поведением. Можно ли изменить ситуацию, не изменяя отношения в семье? Вряд ли. Но как может педагог, психолог, социальный работник повлиять на родителей, перенастроить их в отношении друг друга, развернуть их лицом к благу ребенка? Да, это непросто, но в этом направлении работать необходимо, иначе ситуация будет таковой, что дети будут повторять судьбу родителей и несчастьям не будет конца. Уже сейчас наше общество находится в критической ситуации.
Отрицая, отвергая своего партнера, человек отвергает и отрицает и вторую половину ребенка. И чем больше отрицает, тем отчетливее эта вторая половина в этом ребенке начинает проявляться. Тогда мать говорит с досадой: «Весь в отца! Что делать, гены». Или еще хуже, говорит ребенку: «Только не будь таким, как твой отец!», или «Не будь похож на отца!». Не понимая, что она не оставляет ребенку выбора. А на кого ему быть похожим? Доказано, что ребенку свойственно объединяться со слабым, преследуемым, исключенным родителем. В этом проявление его лояльности, безусловной любви. Он одинаково любит родителей и хочет мира в семье. Мир возможен, если система в равновесии. Чтобы система была в равновесии, надо усилить слабый элемент, то есть встать на сторону слабого родителя, стать похожим на него. Это происходит бессознательно.
Как же вести себя педагогу, психологу, социальному работнику в этой ситуации, как ослабить ненависть между родителями во имя блага ребенка? Как правило, родители, несмотря на все жизненные трудности, довольны, что у них есть ребенок. Редкие родители гово-рят: «Лучше бы он не родился!» Такие родители подписывают приговор своему ребенку. Таким детям очень трудно выживать. Но если родитель рад ребенку, можно обратить его внимание, что без партнера этого ребенка не было бы. Что даже если любовь прошла, можно быть благодарным этому человеку за рожденного ребенка. Если в этом вопросе удастся получить согласие, это будет важным шагом к дальнейшему примирению.
Каждый ребенок будет стремиться объединить родных родителей. С этим следует считаться, даже если это по каким-то причинам невозможно. Семья призвана, в первую очередь, обеспечить ребенку безопасность. А безопасность он чувствует тогда, когда и папа, и мама рядом, вместе. Если родители расходятся, необходимо объяснить ребенку, что они уже не муж и жена, но продолжают оставаться его родителями и это навсегда. Хорошо, если это объяснят сами родители. Хорошо, если эту мысль внушает ребенку и профессионал, работающий с ним.
В случае смерти родителя, связь у ребенка с ним сохраняется, и умерший родитель является источником силы и уверенности для ре-бенка. Поэтому дети, как правило, инстинктивно чтят память своих родителей. Людям, работающим с детьми, важно эту тенденцию поддерживать. Если ребенок ориентирован религиозно, то можно сказать, что мать или отец, как его ангелы-хранители, которые и с небес заботятся о нем, поддерживают его. Если ребенок ориентирован материалистически, можно сказать, что в нем гены, кровь отца (матери), и таким образом он (или она) всегда живут в ребенке, и он может иметь с ними связь через себя, свое сердце. Что в память о нем (о ней) ребенок в своей жизни может сделать что-то хорошее, например, по-лучить образование, стать хорошим профессионалом в выбранном деле.
Детско-родительские отношения никогда не упраздняются. Никто не может сказать: «Ты мне больше не сын!» Это глупость. Невоз-можно быть сыном или дочерью, а потом перестать ими быть, как и невозможно перестать быть родителями, даже если дети умерли. Даже смерть не может изменить этот порядок. Просто родитель может быть уже умершим, или может быть умершим ребенок. Если в паре есть дети, то, строго говоря, и парные отношения до конца не упраздняются. На уровне родителей для конкретного человека они остаются, это их связывает навсегда.


2. Иерархия или порядок


Этот закон можно сформулировать так: «тот, кто пришел раньше в семейную систему, имеет приоритет перед теми, кто пришел позже».
То есть родители имеют приоритет перед детьми, старшие дети перед младшими, первые партнеры перед вторыми и т. д. Что означает «приоритет»? Это не означает власть или право управления «сверху вниз». Это означает – уважать, считаться с мнением, признавать старшинство. Этот закон часто нарушается, и именно по причине его нарушения в семьях разыгрываются драмы.
Самое частое, с чем приходится сталкиваться, это когда человек взрослый, средних лет пытается начать свою жизнь с чистого листа. Это иллюзия. У него есть опыт предыдущей жизни, связи, расстава-ния, возможно, дети. Это нельзя вычеркнуть или закрыть на это глаза. С этим надо считаться, это надо учитывать. Новые отношения могут быть счастливыми, если каждый из партнеров признает и уважает предыдущие связи своего партнера. Ведь, строго говоря, то, что у этих людей не сложилось с вашим партнером, означает, что они ос-вободили место для вас, вы теперь можете строить отношения с этим конкретным человеком, потому что он свободен. Люди, вольно или невольно уступившие вам место рядом с этим человеком, достойны уважения. Если же уважение отсутствует, то партнер бессознательно будет проявлять лояльность к своей предыдущей связи, и это осложнит отношения.
Особое значение имеют ситуации, когда есть дети от ранних связей, первых браков, которых или не признают, или стараются не вспоминать о них и т. д. В отличие от женщин, которые обычно точно знают, сколько у них детей, мужчины это знают далеко не всегда. Допустим, у мужчины была ранняя связь, там родился ребенок, а он не знает о нем, или просто не хочет знать, что там произошло. Затем, в более поздней связи, возможно, браке, у него рождается ребенок. У этого ребенка по факту есть старший брат или сестра по отцу, но он не знает об этом. Информации нет, контакта нет, а связь будет! Этот младший ребенок будет себя чувствовать как бы не в своей тарелке. Ему будет постоянно кого-то не хватать, повзрослев, он будет про-должать «цепляться» за людей. Привязываться и обижаться, когда от него будут ждать взрослого поведения. А на самом деле он бессозна-тельно ищет этого старшего брата или сестру. В связи с так называе-мой сексуальной революцией и свободой от обязательств в отноше-ниях мало кто задумывается о подобных последствиях. А страдает младшее поколение. В настоящее время подрастающее поколение, наверное, уже невозможно воспитать в духе верности одному партнеру, но хорошо хотя бы воспитать ответственное отношение к своим добрачным и внебрачным половым связям.
Частым случаем нарушения закона иерархии, с которым приходится сталкиваться педагогам, психологам и социальным работникам, становится высокомерное, пренебрежительное отношение детей к своим родителям и старшему поколению в целом. Это выражается в том, что ребенок считает своих родителей устаревшими, отставшими от жизни, неправильно живущими, в худшем случае он считает родителей балластом, обузой в своей жизни. Ребенок не понимает, что таким отношением он «отрезает» себя от самого источника жизни.
Конечно, в жизни нормально, когда дети достигают чего-то большего по сравнению с родителями. Допустим, получают более качественное образование, становятся материально более процветающими, более преуспевающими в профессии и т. д. В сущности это отражает нормальный эволюционный процесс. Но все это не означает, что они становятся выше родителей.
При работе с детьми нельзя позволять им негативно высказываться в адрес родителей, осуждать, оценивать их. В этих ситуациях ребенка следует мягко остановить и обратить его внимание на то, что родители дали ему, то, что они дали ему самое главное – жизнь. Имея жизнь, можно всего добиться, достичь самому. Останавливая ребенка в негативных оценках родителей, специалист может попросить ребенка глубоко дышать. Часто это вызывает сильные чувства, слезы.
Крайне негативны бывают для детей ситуации, когда они вынуждены свидетельствовать против родителей на суде. Такое случается в ходе дел по лишению родительских прав. Фактически ребенок должен сказать, что его родитель – плохой родитель, недостойный воспитывать. Те, кто привлекают детей к таким действиям, не понимают, что они «ломают» детей. Такие дети лишаются благополучного будущего. Свидетельствовать против родителей могут соседи, родст-венники, органы милиции и т. д., но не дети. Если мы заинтересованы в здоровье дете… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz