ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО
Случилось это в обычный воскресный сентябрьский день. День, когда Осень, расщедрившись, расчистила хмурое небо и отмыла его до пронзительной голубизны. А солнышко, обрадовавшись неожиданной отсрочке, по - хулигански палило изо всех сил – по-летнему.
Повеселели и люди. Горожане, которые, обычно, как муравьи, спешили по всяким неотложным делам, неторопливо прогуливались по тротуарам, нежась под жаркими лучами. Тут и там играли дети, совершенно искренне забыв о том, что только вчера они корпели над трудными задачками и правилами. Главное, что сегодня – вот оно – настоящее лето!
Снова дерутся в пыли воробьи, звучит веселый смех и звонко скачет упругий мяч, а малышня возится в песочнице, достраивая башни замка.
Но в Городе, в котором гостило Бабье лето, был один человек, не разделявший всеобщий праздник. Ему было очень и очень грустно! Так уныло, что слезы наворачивались на глаза! А человека этого зовут Сева Булочкин. Ученик 1го «А» класса и 6-ти лет отроду, опустив голову и шмыгая носом от обиды, сидел на скамейке возле своего дома. Дело в том, что в выходной день папа обещал сходить с ним в цирк. Но, так как Сева вчера подрался с противным Генкой из параллельного класса, совместный поход был отменен. Все было бы по-честному, если бы он, и вправду, был виноват! Да разве родителям докажешь, что если тебе исподтишка ставят подножку, а потом мерзко хихикают, безнаказанным это оставлять нельзя. Все знают, какой Генка забияка, врун и ябеда! Подумаешь, драка! Толкнул один разочек! Зато слез и криков было – будто медведь на теремок сел! «В общем, жизнь не удалась!» – горестно вздохнул мальчик и медленно побрел к Центральному парку.
В парке тоже всё радовалось солнечному теплу. Разобидевшись на весь белый свет, Сева сел на самую отдаленную скамейку, спрятавшуюся за могучим дубом. Оглядевшись по сторонам, он увидел, как что-то невдалеке заблестело. «Наверное, осколок стекла» – подумал первоклассник. Но сияние разгоралось все ярче и ярче!
– Ой! Да это же зеркало! – с изумлением воскликнул Сева, подойдя ближе к странному месту. – Откуда оно здесь? Да еще такое большое?!
Действительно, это было зеркало! Высотой чуть выше плеча мальчика и в необычайно красивой старинной раме. А в остальном – зеркало, как зеркало. Сева повертелся перед ним, еще раз полюбовавшись новой пряжкой на ремне, который подарили на день рождения, и похожую на те, что носили военные. Затем не- много пригладил непослушные вихры на макушке и только тут задумался: что - то здесь было не так! И лишь показав себе язык, понял, в чем дело. Его отражение перестало повторять за ним движения! Да и Сева в зеркале был какой - то не такой: причесанный, опрятный и без царапины на подбородке.
– Ой! – снова испуганно воскликнул наш герой.
– Здравствуй! Ты не бойся! Я – друг! – вдруг приветливо замахал рукой зеркальный мальчик. Плюх! Попятившись назад, Сева Булочкин споткнулся и упал на траву.
– Давай, я тебе помогу! – незнакомец шагнул из зеркала, дружелюбно протягивая руку. – Меня зовут Авес!
– А меня… – начал было Сева, уже совсем оправившись от удивления и с любопытством его разглядывая.
– Я знаю! Я все – все о тебе знаю! Ведь я – твое отражение! – не сдержавшись, перебил Авес .
– И правда! – весело рассмеялся школьник, чувствуя, что впереди его ждет настоящее волшебное приключение.
– Айда, ко мне! Посмотришь, где я живу! – позвал его в гости новый знакомый. – Вернемся в эту же минуту! - заверил он Севу, который посмотрел на часы.
Тут твердая поверхность зеркала исчезла и, дружно взявшись за руки, мальчики перепрыгнули через раму.
– Ого! – воскликнул Сева, в который раз за сегодня уже, не сдержав восхищения. Ведь взору его открылся настоящий зазеркальный Город! Он был очень похож на родной Город, но кое-какие отличия были. Понятно, что необычными были уличные заголовки: НИЗАГАМ, КНАБ, АКЕТПА, ЕФАК и т.д. Недоумение мальчика вызвало другое. Казалось, тот же поток машин на дорогах, но ехали они, соблюдая все правила – только на зеленый свет, учтиво пропуская пешеходов и друг друга. Вроде, те же тротуары, но как чисто на них – ни бумажки, ни соринки! Дома – светлы и легки. Люди – улыбчивы и вежливы. Даже вороны – не каркали громко и беспорядочно, а вели учтивый разговор с воробьями, которые, в свою очередь, напоминали галантных рыцарей в серых доспехах.
– Я живу совсем недалеко. Давай зайдем в НИЗАГАМ, купим пирожного к чаю. Пока Авес выбирал все самое вкусное, Севка с интересом разглядывал покупателей. Было много детей. Но вели они себя на удивление тихо. Конечно, они играли, бегали и смеялись. Но не было никаких слез и криков: «А-а-а! Купи мне то, хочу это!». Совсем рядом мама спокойно и дружелюбно объясняла своему сыночку: «Нет, я не могу купить тебе эту игрушку сейчас. Мы пришли в магазин, чтобы купить продукты. Мне жаль, я вижу, она тебе очень понравилась. Когда у меня будет возможность, я обязательно куплю ее тебе».
Выйдя на улицу, Булочкин не удержался от расспросов:
– Неужели у вас какие-то особенные дети?
– Ну, что ты! Скорее, родители! – рассмеялся его новый друг. – Просто они прислушиваются к советам психологов. Если ребенку покупать все, что он пожелает (лишь бы успокоился), то потом это может привести к тому, что малыш тяжело будет переживать свои неудачи и проигрыши. Ведь с помощью слез и криков ничего нельзя добиться.
– А бывает, что папы и мамы шлепают своих детей, чтобы они поняли, что так себя не ведут? – заинтересовавшись, допытывался Сева.
– Конечно, нет! – возмутился его собеседник. – Жесткие запреты и физическое наказание приводят к снижению детской самооценки! Ребенок может начать думать, что он не имеет права желать.
– А если просто вывести капризулю? – тема разговора нашего путешественника, видно, задела за живое.
– Когда ребенок не понимает, почему он не может по- лучить то, что хочет, он сам начинает искать объяснения и фантазировать: если мне не дают, значит, я плохой.
– А откуда ты все это знаешь? – в очередной раз удивился школьник. – У нас это не всем взрослым-то известно!
– Ну, мы не все время же вас отражаем. Это – как игра. А, в основном, учимся. Психология – мое давнее увлечение. Кстати, а ты чем любишь заниматься?
– Вот это да! – восхитился Сева Булочкин. – А я… да, так… - засмущался он. Неловко стало признаваться, что играет в солдатики. Уж не сравнить с психологией!
– Слушай! Да ну, этот чай! Ты потом мне все покажешь! Побежали к нам! Я покажу тебе наш Город. – торопливо перевел он тему разговора.
– Ой! Даже не знаю, времени совсем мало! Скоро в школу! – Авес посмотрел на свои часы, в которых, как живой, сидел Петушок и громко кукарекал, сообщая, который час.
– Я хочу познакомить тебя с моими родителями! Думаю, и им будет полезно с тобой пообщаться!
Как словом, так и делом. Не успели мы и глазом моргнуть, а мальчишки уже бегут к дому Севы по эту сторону зеркала.
Но тут во дворе их внимание привлекло неприятное происшествие. Рассерженные папа и мама вели упирающегося и орущего малыша.
– Что за ребенок! – раздраженно выговаривала женщина. – Совершенно не умеет себя вести в музее! Сколько можно объяснять, что нельзя там так кричать и бегать! Кто стоял возле картины Малевича и уверял посетителей, что это ты нарисовал? А с дубинкой первобытного человека кто носился? Люди шарахались в испуге, думая, что экспонат ожил!
– А как поступать родителям такого шалуна? – улыбнувшись, спросил Булочкин.
– Если ребенок просто радуется и доволен, и спешит поделиться чувствами, то запрещать, конечно, нельзя. Взрослый должен присоединиться к его эмоциям, спокойно объяснив, понижая голос, что это за место, и почему здесь надо вести себя тихо. А если ребенок просто привлекает внимание к себе, то тут родителям следует задуматься – это сигнал о том, что дитя испытывает недостаток близости.
Пока юный психолог разъяснял своему слушателю премудрости науки, конфликт разгорелся еще сильнее. Разозленный мальчик стал колотить маму кулачками, громко крича, что она нехорошая. Севе стало очень стыдно перед своим новым другом - такие ситуации у нас, к сожалению, еще не редкость. Тут гость не выдержал и решил вмешаться, обращаясь к маленькому бунтарю:
– Ты зол! Ты можешь злиться – это нормально! Ты обижен, потому что тебе не дали побыть в музее подольше. Но поднимать руку на маму – непозволительно! Смастери себе подушку злости – и бей ее, сколько угодно!
Малыш, выслушав старшего мальчика, на удивление быстро успокоился. И родители, радуясь затишью и поблагодарив Авеса , вместе с чадом дружно отправились домой.
– Ловко ты! – с уважением заметил Сева. – А моя мама не раз вспоминала, как я, будучи совсем несмышленышем, поставил ее в неловкое положение, громко сказав в гостях, что у нее дырка на юбке.
– Но потом она растолковала тебе, что есть вещи, о которых можно говорить только близким людям? – Конечно! Больше такого не было!
– Ой! А мне уже нужно бежать! Уже поздно! Давай я к вам в следующий раз заскочу?
– Как жаль! Но ведь мы обязательно еще встретимся?– расстроившись, сказал Сева. – И ты меня еще научишь чему – нибудь? – с надеждой добавил он.
– А как же! Ведь мы – друзья! Пока! До встречи, Сева! – сказал Авес и протянул руку для прощания. И все тряс и тряс ее…
– Сева! Се-ва! – вдруг услышал мальчик. Кто – то, действительно, все тряс и тряс его за руку!
И тут только он понял, что, оказывается, заснул прямо на скамейке, и что голос – папин.
– Вставай, сыночек! – повторил папа. - Я обидел тебя. Извини меня. Кое-как отыскал тебя, чтобы сказать, что был не прав, и что мы еще успеваем на вечернее представление. Простишь?
– А как же! – стряхнув остатки сна, мальчик вскочил и бросился в объятья папы.
«Значит, Авес – это был всего лишь сон?! И не было ни волшебного зеркала, ни Города в нем?!» – разочарованно подумал Сева Булочкин и горестно вздохнул:
– Эх! Жалко! Такой интересный был сон! Пап, послушай, что мне приснилось! Все было, как по-настоящему!
Весело описывая свои приключения, мальчик пошел с отцом к выходу из парка. А на скамейке, ярко сверкая под лучами заходящего солнца, остались лежать... часы. В которых сидел Петушок. Как живой. Видно, забыл кто-то…
Рисунки: Юлия Ковалева
КОГДА НЕ СПЯТ ИГРУШКИ
Ночь. Детская. С любопытством заглядывая в комнату, ярко светит месяц. Легкий ветерок в полудреме играет занавесками.… По квартире в мягких тапочках ходит Тетушка Тишина. Тс-с-с! Вот она строго погрозила пальцем капелькам воды из крана, затеявшим играть в чехарду; успокоила настенные часы, которые спросонья слишком громко забормотали: «тик-так, тик-так, тик- так» – видно, приснилось, что они от кого-то убегают; пожурила Тишина и компьютерную мышку, решившую выбить свой коврик – это на ночь-то глядя!..
И вдруг… «Кхе-кхе! Пых-пых!» – недовольно ворча, из – под кресла вылез плюшевый медвежонок. «Бум!» – из коробки с игрушками первым выпрыгнул резиновый щенок. «Ать-два! Ать-два!» – замаршировали солдатики. «Тр-р-р-р!» – из шкафа выехала машинка, в которой разноцветной клумбой разместились куклы – барышни в пышных платьях. «Топ-топ-топ! Шу-шу-шу!» - раздавалось со всех сторон. Собравшись в лунном пятне посреди комнаты, игрушки здоровались, зевая, и обсуждали сегодняшнее событие. Среди них появился новый жилец – очаровательный серый слоник.
– Здравствуйте, уважаемый! Привет-привет! Добрый день! То есть, ночи! Мы рады вас видеть! – вразнобой раздавались голоса.
А наш герой стоял, потупив голову, застенчиво шмыгал носом – хоботом, и только успевал смущенно отвечать:
– Здравствуйте, спасибо, спасибо, здравствуйте, здравствуйте!
– Ух! Ух-ты, какой интеллигентный юный представитель нашего мира! – одобрительно заухала мудрая (она была в очках) и старая (из нее опилки уже сыпались), всеми уважаемая бабушка – сова.
– Расскажите, пожалуйста, какой он – большой мир? – не вытерпев, пискнул маленький желтый утенок, и тут же спрятался под крылышком мамы - утки, испугавшись собственной смелости. Взрослые сдержанно улыбнулись, но и им было интересно узнать, что теперь творится за стенами комнаты.
– Ну, там много – много слонов, – начал он. Каждый живет в своем домике – картонной коробке. Потом все едут в игрушечное общежитие – магазин называется. И игрушек там – видимо-невидимо! Большие – маленькие, грустные – веселые, пластмассовые – резиновые – деревянные…
– Это мы знаем! Мы тоже там жили! А что на улице происходит? Там ведь много – много людей? – закричали, забыв о вежливости, обитатели детской комнаты.
- Очень много! – подтвердил Слоник. – И взрослых, и детей. Они очень похожи на нас. Строят себе домики. Ездят на машинках, в автобусах. Ходят в магазины и больницы. Играют в войнушку. Ведь что наша жизнь – игра! – философски заметил он.
– А как вы поживаете?
Тут игрушки замешкались.
Решил ответить медвежонок:
– Мы бы рады поиграть, но наши дети, то есть не наши, конечно, а дети взрослых Папы и Мамы, но все равно наши, а мы – их.… В общем, наши Саша и Маша не играют! Ни с нами, ни между собой! Не умеют, да и не хотят, и времени нет.
- Тогда давайте сами будем играть в них! – предложил Слоненок.
Игрушки согласились. Львенок сбегал за коробкой, и все сели перед ней. Минуту сидят, другую, третью… двадцатую… Новый жилец даже успел вздремнуть, и чтобы не показаться не вежливым, заметил:
– Да-да, очень весело! Так увлекательно! А как эта игра называется?
– Это не игра! Так Саша сидит день-деньской перед телевизором или перед компьютером! – ответил за всех Щенок.
– Ну, тогда давайте играть в Машу! – не унывал Слоник.
Тут все стали быстро бегать из угла в угол, охая без конца:
– Ох, не успеваю! Ох, мне надо туда! Ох, мне надо сюда!
Слоненок, у которого от всего этого даже закружилась голова, удивился:
– Что это такое?
Игрушки – хором:
– В 8.00 – фигурное катание, в 9.00 – верховая езда, в 10.00 – театральный кружок, в 11-балет, в 12 – музыкальная школа, в час – художественная, в 14.00 – теннис, в 15.00 – иностранный язык, в 16.00 – шитье и вязанье, в пять вечера – бассейн, в 18 часов – научно – исследовательский кружок…
– О! Девочка, наверное, уже совсем взрослая и она – единственный представитель страны на Олимпиаде? Или просто здесь живут сестры – близняшки, и у всех свое занятие? – перебил их наш герой.
– Нет, Маша одна и совсем маленькая – даже еще в школу не ходит! – улыбнулась Черепашка. Следом развесились и остальные. Смеялись – смеялись, смеялись – смеялись, а потом стало так грустно!
Ведь – дети, а не играют! Только самый младшенький – Никитушка лежит, пузыри пускает, играет – со своими ручками и ножками – и то, пока новорожденный. Ведь нужны и важны игры для ребят! Что же делать? Задумались все, притихли.
Полагая, что в голове нашего новосела после такого гвалта все перемешалось, и ему ничего не понятно, бабушка – сова решила разъяснить ему на нормальном, как она считала, языке:
– Понимаете, вьюноша, игра – традиционное занятие человека. Она – сама история, сосредоточие человеческого опыта и знания. Игра – это особая форма жизни! – с пафосом начала лектор. – Она выступает как функция человеческого, то бишь, детского бытия! Игра приводит в движение механизм, не побоюсь этого слова, всего мироздания! Вы следите за моей мыслью?
– Да, да – сонно пробормотал слоненок.
– Так вот! – воодушевленно продолжила сова. Очень мудрая была сова! – Так вот, к 2,5 годам ребенок уже играет в сюжетную игру! Сам того не ведая!
– Машинка въехала в гараж – это сюжет? – маленького утенка сказка бабушки – совы очень заинтересовала.
– Сюжет! А к 5 годам игра становится уже сюжетно-ролевой! В такой игре персонажи вступают друг с другом в диалоги, и у игры появляется начало, середина и конец. Играя таким образом, дети примеривают на себя социальные роли, такие как: родители-дети, врач-больной, ребенок-воспитатель, и т.п., потому что именно в игре отражается такая действительность, какой ребенок ее видит и чувствует. Все ясно?
– Да! – почему – то один за всех снова ответил утенок. – Я не понял одно: что такое «и т.п.»?
– И тому подобное!
– Помедленнее, пожалуйста, я записываю! – пропищал утенок.
– До школы – игровая деятельность – главная! – продолжала делиться знаниями сова. – Если ребенок выбирает для себя одни и те же роли, например, агрессора (злого персонажа) – все ломает и разрушает, или, наоборот, когда он – добрый волшебник, герой – значит, тем самым, он повышает самооценку. К тому же, игры ребенка, порой, зеркало семейных отношений. Хорошо ли ему, плохо ли, каким образом ведут себя родные люди – все в нем отражается! Рассказывая, мудрая наставница ходила туда-сюда по комнате, важно возведя глаза к потолку. Но тут она решила взглянуть на свою аудиторию, которая, по ее мнению, слушала, открыв рот и затаив дыхание – от восторга, конечно.
Да, действительно, было очень тихо! Но потому, что игрушки … спали! Даже любознательный утенок – и тот уже мирно посапывал, играя, наверно, во сне в какую-нибудь сюжетно-ролевую игру со своими братьями и сестренками…
– Ну, ничего, я могу и завтра снова все повторить! – не обиделась добродушная сова. Если честно, ей и самой уже очень хотелось спать. Утро вечера мудренее! Тс-с-с! Снова пришла Тетушка – Тишина, неслышно села в уютное кресло – качалку и тоже задремала…
Не побеспокоив ее, в комнату опять заглянул Месяц, который видел все, что делали игрушки, и даже внимательно выслушал бабушку – сову. Озорно подмигнув нам, он нежно подул на спящих Сашу и Машу. В тот же миг им приснились сны. А точнее, волшебное зеркало, которое показывало будущее. Саша посмотрел в него и увидел себя в виде дряхлого старика, с толстыми-толстыми очками, ссутуленного и шаркающего кое-как ногами. Дни без движения, проведенные перед экраном, не могли иначе сказаться на организме мальчика. А Машу зеркало в сновидении превратило в юлу! Она беспрестанно крутилась-вертелась, вертелась-крутилась – но оставалась на одном месте! Вот так – странно и непонятно!
Совсем не рады были дети увиденному! Страшно стало – неужели ничего уже нельзя исправить?! Заплакали горькими слезами от отчаянья…
Но тут, наконец-то, настало утро! Ушла, позевывая, ночь, устало волоча ворох просмотренных снов.
Проснулись Саша с Машей. И сразу подскочили к зеркалу (не волшебному, конечно), переглянулись, весело с облегчением рассмеялись – это был всего лишь сон!
Но вдруг – что такое?! Посреди комнаты гурьбой сидели, лежали, стояли, забытые когда-то ими, игрушки! Будто кто специально пригласил их на столь долгожданную встречу. Как очарователен серый слоник! Как мил желтый утенок! Какой родной плюшевый медвежонок! Безудержное веселье так и норовило выплеснуться через край и заполнить собою весь мир!
– Тебе водить! – хохоча, закричал мальчик сестре, и хлопнул ее по руке. И, подхватив верных игрушечных друзей, ребята побежали… на улицу! Туда, куда их звали яркое солнце, свежий воздух и счастливое здоровое детство!
Рисунки Юлии Ковалевой
ПОЧТИ ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО!
Сказок много есть на свете…
Детка, выслушай и эту:
Проста сказка, без затей,
Но, почти, всё правда в ней!
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были Папа и Мама.
И было у них три сына: Старший, Средний и Младшенький. Холили и лелеяли их родители. Но до того они были нерадивы, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Уму-разуму набираться не желали, послушанье отвергали, папу, маму огорчали!
И всего-то у мальчиков было вдоволь: и скатерть-самобранка, и сапоги-скороходы, и шапка-невидимка! Все, что душе угодно! Но уже давно, обидевшись, спрятались в самом - самом темном углу книжки, забытая деревянная лошадка лишь изредка грустно встряхивала гривой, а в звонкой когда-то трубе поселился паучок.
- Скучно! – тянул Старший.
- Надоели! – поддакивали Средний и Младший.
Мечта заветная покоя не давала – хотели они такую чудо - игрушку, какой свет белый не видывал! «Вот тогда мы будем счастливы!» – думали братья. И решили они отправиться к Волшебнику, который жил в далекой стране Малышляндия и осуществлял все-все-все детские желания. Его так и называли: Волшебник – Всё-всё-всё!
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Не сладко пришлось маленьким путешественникам в путь – дороге. Кругом горы высокие, да реки широкие, леса дремучие, да звери злющие. Да и как было лесным жителям не сердиться?! Идут-бредут братья – ветку сорвут, идут-бредут – траву пожгут, идут – бредут – яйцо из гнезда возьмут! Плутали, плутали, да вконец и заплутали!
Вдруг видят: навстречу – Медведь, Волк и Лиса. Недовольно глядят, хмурятся, головой качают:
– Ох, вы недОбры мОлодцы! Зачем же вы столько деревьев сгубили, еды и крова нас лишили, птичьи семьи разорили? За это мы вас съедим!
Испугались ребята, пощады запросили, мол, не со зла мы, а по неведенью!
– Ну, так уж и быть, пожалеем вас, невежд! Отгадаете наши загадки – отпустим. Сначала, что полегче: Два брата через мать друг на друга глядят. Что это? И еще: У двух матерей по 5 сыновей, но зовут всех одинаково. Кто же они?
– Знаю! – обрадовался Старший.– Это ведь берега реки и пальцы!»
– Правильно! Теперь потруднее загадочка: – Матушкиной коробьи не поднимешь, братова кушака не скатаешь, батюшкиного коня не изловишь!
Долго головы младые дУму-думали, да не надумали! День прошел, другой и третий…
– Надо что – нибудь ответить!
– Земля, дорога и ветер! – наконец закричал Средний.
-Хорошо! – похвалили звери.
– Есть три брата разные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.
– О, это почти про нас! – рассмеялся Младший. – Огонь, Земля и Вода.
- Молодцы, не растерялись! Пусть у вас всегда будут умные головы, да добрые сердца. Ступайте, да запомните: на свете все найдешь, кроме отца и матери.
Звери дали им намек, ясен братьям ли урок?
Распрощались братья со зверями и путь продолжили к заветной мечте своей. Совсем уж темно стало. Смотрят, а впереди огоньки меж деревьями виднеются. Ура! Наконец-то, отдых! Да рано радоваться стали: к Бабке – Ёжке вдруг попали! Оробели мальчики, но попросились – таки на ночлег. Уж больно умаялись! Встретила она их приветливо. И напоила, и накормила. А потом сказала:
– Завтра вас отпущу – не взыщу, но только, если вы послушные и хорошие дети. Коли не так – съем, не обессудьте!
Задрожал Старший, испугался Средний, заплакал Младший. Знают, не слушались они папу и маму, не помогали им, не хотели уму – разуму набираться.
– Несдобровать нам! – признали уныло ребята.
И едва дождавшись ночи, не стали почивать, а решили убежать.
Впереди – опять дорога! Но уже совсем немного…
И вот видят – дом большой. Дом большой, да не простой. Детский. Жили в нем дети. Одни - одинешеньки! Злая сила, беспощадная, разлучила их когда-то с родными. Вот и стали они жить все вместе. Вместе играть и учиться, вместе радоваться и огорчаться – вместе расти.
– Вот здорово! – воскликнули хором Старший, Средний и Младший. – Никто не заставляет мыть руки перед едой, учить уроки, убирать игрушки, заправлять кровати! На завтрак, обед и ужин можно есть одни конфеты!
Но не поддержали их новые знакомые. Замолчали, погрустнели. А узнав, что братья идут к Волшебнику – Всё-всё-всё, попросили передать и их заветные желания.
– Конечно-конечно! Все ваши невероятные мечты будут исполнены! – приосанились мальчики. – Загадывайте, что угодно.
– Нам не надо, что угодно! – напугались дети. – Только пусть у каждого будут свои Папа и Мама! Самые настоящие и самые родные!
Удивился Старший:
– Ведь вам можно целыми днями гонять волшебный клубок!
– Или сутки напролет сидеть перед волшебным экраном! – добавил Средний.
– Можно вообще не мыться и не переодеваться! И никто не скажет, что ты – Чудовище! – заторопился Младший.
Заволновались и жильцы детского дома.
– Но ведь никто и не поцелует! Не обнимет крепко – крепко! Не скажет, что любит тебя больше жизни! – вразнобой раздавались голоса.
– И нужен будешь им всякий: и грязный, и с двойками, и с синяками, и даже громко орущий! – разулыбался один мальчуган.
– А я хочу быть Чудовищем! – смущенно добавила маленькая девочка. – Маминым Чудовищем! – Их ведь можно просто любить! – возмущенно подытожили они.
А что наши герои? Давно уже задумались. Стоят, понурив головы. И вспоминают. Как заботливо мама подтыкала одеяло на ночь… Как папа защищал от страшилищ, живущих под кроватью… Как пахнут мамины руки: такие теплые, такие мягкие, такие добрые… Как папа учил играть в шахматы, мастерить лук и стрелы, давать достойный отпор обидчикам... Как от маминых прикосновений проходит любая боль, и забываются горькие слезы…
Непрошеный комок к горлу подкатил. Глаза защипало от слез раскаяния. И, торопливо попрощавшись с ребятами, братья, не сговариваясь, изо всех сил побежали к Волшебнику. Тяготы пути были забыты. В голове одна мысль – скорее, скорее!
И вот, наконец-то! Дом Волшебника – Всё-всё-всё! Запыхавшись, Старший, Средний и Младший кубарем влетели в открытую дверь.
– Пожалуйста! Пусть у детей из детского дома будут Папы и Мамы! – закричали они.
– И всё? – хитро улыбнулся Волшебник.
– И всё! – твердо ответили братья.
И в тот же миг желание малышей было исполнено!
А потом добрый старик доставил и наших горе-путешественников домой. Ведь их там так ждали! Очень – очень ждали! Вся семья вместе, так и душа на месте!
Вот и всё! Однако нет, не всё.
Почему же в тридевятом царстве, в тридесятом государстве?! А в нашем государстве не может быть, чтобы так много детей жило без Пап и Мам.
Или может?
ЗИМА В ИЗБУШКЕ
В одной маленькой, но волшебной стране, в одном маленьком, но зеленом лесу, на одной маленькой, но солнечной полянке стояла одна маленькая, но очень уютная деревушка. В ней жили – не тужили маленькие, но очень добрые домовые. Когда-то, в стародавние времена, здесь было селение людей, но потом они ушли, а эти верные спутники человеческого жилья остались – не пожелали покидать родные места.
На краю опушки, возле быстрой речушки, в ветхой избушке обитали домовые – старожилы: дед Кондрат (вот он – сидит на крылечке, чинит сеть рыболовную), да бабка Фекла (она только что вынула из печи пирожки с капустой и пошла ставить самовар). А еще с ними жил внучок – Харитошка-Горошек, которому было 105 лет от роду (совсем еще несмышленыш – годиков 5 по-нашему).
Ой, а где же он?! Ни в избушке его нет, ни на лужайке, ни на речке! Ну, нигде не видно проказника! Может, Харитошка невидимый?!
– Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! – раздался звонкий и тоненький смех.
Кто же это так заливисто смеется?
– Ой, не могу! Пи-пи-пи! Невидимый! Ха-ха-ха! – доносился писк из-под лавки возле печки. А! Да это Геракл – маленький, но очень веселый мышонок! Герка – самый большо-о-ой друг домовенка. Уж, он-то должен знать, где нам найти его товарища!
– Вон, видите, пирожок лежит надкусанный – это Харитошка его есть начал, вот ковш качается в ведерке – только что он испил водички, а вот пушинки-парашютики одуванчика летят в разные стороны – Горошек пробежал! Слышите, сорока стрекочет – это она новости продолжает рассказывать мальчугану, а его – и след простыл!
– Не домовой, а беговой! – проворчал дедушка, услышав разъяснения Геракла (да-да, именно так – гордый мышонок обидится, если вы его назовете просто Геркой). – Спасу на него нет! Неугомонен, постреленок, хоть веревкой привязывай! Впрочем, пробовали! К вечеру нитки превратились в один большущий комок – даже портнихе - Паучихе не под силу было его распутать!
– Да, ладно тебе, старый! – добродушно перебила его бабка Фекла. – Теперь-то будет, кому приглядеть за внучком, да уму-разуму его научить! Соседская внучка – Ефросинья Премудрая обещалась помочь. Ох, и умница же она – ни в сказке сказать, ни пером описать! Говорят, в каком-то увер… как там… ой, и не выговорить сразу! В самом уни- вер-си-тете училась, вот!
– Кхе-кхе! Ладно, утро вечера мудренее! – ответил дед. И вот однажды проснулся домовенок, и видит, никого нет, а на столе записка: «Дорогой внук! Мы ушли на медовую ярмарку. Будем поздно. Жди Ефросиньюшку Премудрую! Слушайся ее! Твои дедушка и бабушка».
– Ну, вот еще! Буду я подчиняться какой-то девчонке, да еще такой «Замудрой» – возмутился Харитошка. И только он хотел убежать в лес, куда глаза глядят, как в дверь постучали. – Ну, это мы еще посмотрим, кто кого перемудрит! – грозно пообещал он кому-то.
– Добрый день! Вы – Харитон? – в горницу вошла высокая статная девушка.
– Кому – добрый, а кому – нет! И что это ты ко мне на «Вы» обращаешься?! – хорохорился наш герой. – Я пока один-единственный! Где ты еще Харитонов видишь?!
– Значит, ты и есть – Харитон! Низкий тебе поклон! – спокойно, улыбаясь, ответила она. – Очень приятно! Будем знакомы – Ефросинья. Можно просто Фрося.
– Это ты меня уже уму-разуму учишь что ли?! Учут и учут, кому не лень! – подозрительно и ворчливо спросил домовенок.
– Ну, что ты! И в мыслях не держала! Думала, тебе занятно будет снег мастерить, а на нет – и суда нет! Пойду тогда…
– Что?! Снег?! – удивлению Горошка не было предела. Дело в том, что в этой стране никогда не бывало зимы. О ней не раз рассказывал дед Кондрат, которому, в свою очередь, поведал его дед. Поэтому Харитошка давно уже лелеял мечту – увидеть, как снежинки падают с неба, слепить забавного снеговика с носом-морковкой, весело покидаться снежками. А уж, как должно быть захватывает дух, когда санки, точно норовистые и резвые кони, стремительно мчатся с горы! Эге-гей!..
Все это мгновенно пронеслось в вихрастой головке. Но надежда угасла так же быстро, как и появилась.
– А! Волшебной палочкой что ли? Ну, враки все! Сказки! – презрительно фыркнул Малыш.
– А вот и нет! Своими руками! Терпенье и труд – все перетрут! А волшебной палочкой давно уже никто не пользуется – устаревший метод! Но во всем нужен порядок! Перво-наперво: заправь кроватку, умойся, и позавтракай. Хорошее начало – половина дела! Затем мы вместе помоем посуду и подметем пол. Что предпочтешь: мыть или махать метелкой? То-то дедушка с бабушкой удивятся, да обрадуются!