НЕ ДОЛЮБИВ, НЕ ДОСКАЗАВ…
Когда сквозь зимние недели
Прорвется солнечный апрель —
Запахнут лужи акварелью,
Запахнет детством акварель,
Забудешь боль и вьюги злобу,
Ворвется ветер молодой.
И ты опять легко, как глобус,
Всю землю вскинешь на ладонь.
1939
Можно с большой вероятностью предположить, что всем известная «Бри-гантина» была написана Павлом Коганом в соавторстве с Борисом Смоленским. В рукописях последнего обнаружен прав-ленный его рукою текст песни. В 1976 г. издательство «Молодая гвардия» выпус-тило в свет сборник стихов поэтов, по-гибших на войне. Авторами «Бриганти-ны» названы Павел Коган и Борис Смо-ленский. Издатели сочли необходимым назвать двух поэтов. Наверное, это было сделано из объективных соображений. Мы же заметим, что тематически это стихотворение — о дальних синих морях, о яростных и непокорных людях, о пре-зрении к грошовому уюту — соответст-вует поэтическому обиходу Смоленско-го.
Надоело говорить и спорить
И любить усталые глаза —
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса...
Море и мечта о капитанстве в стихах Смоленского были не столько конкрет-ны, сколько символичны: речь шла о свободе, о силе, способной все преодо-леть, о гордом соперничестве со стихией, о презрении обыденности:
Я капитан безумного фрегата,
Что на рассвете поднял якоря
И в шторм ушел, и шел через пассаты,
И клад искал, и бороздил моря.
Отбив рапиры прыгающих молний,
Сквозь мглу морей и штормовой раскат,
Он шел в морях, расшвыривая волны
И мачтами срывая облака. (...)
На родине матери Бориса, в Невеле много воды: озеро и река, на которых стоит сам город, великолепные много-численные озера в окрестностях. Славит-ся своими озерами и Карелия, которую любил поэт. Может быть, мечта о сво-бодной стихии моря и бесконечном воз-душном пространстве над ним родилась у Бориса на озерных просторах.
Край мой чистый! Небо твое синее,
Ясные озерные глаза!
Дай мне силу, дай мне слово сильное
И не требуй, чтоб вернул назад.
«Слово сильное», способное выразить все, что наполняло душу поэта, было ему дано. Он был романтиком, скитальцем и мечтал о большом стихийном простран-стве:
Уют жилья, последний ломоть хлеба,
Спокойный сон, счастливую игру —
Я все отдам за взгляд большого неба,
За жизнь, как поцелуи на ветру. (...)
1937
Поэту трудно дышалось в ограничен-ных биографических рамках, он искал простора и свежего воздуха — отсюда следует то, что мы не совсем точно назы-ваем романтическим отношением к миру, несомненно, присущим Смоленскому. Впрочем, немецким романтикам начала ХIХ века тоже были необходимы ра-зомкнутые горизонты жизни.
Отец поэта, талантливый журналист Моисей Смоленский в 1937 г. был аре-стован и вскоре расстрелян.
В 1937 году, после ареста отца, шест-надцатилетний поэт писал:
(...) Ложью грязной, глупой,
никому не нужной
Встала предо мною серая преграда.
Вместо грез — туманы,
Вместо ласки — стужа.
...Это все так надо.
Это одно из немногих стихотворений 1937 года. Н. Б. Левит пишет в своих воспоминаниях, о чем думал и что чувст-вовал шестнадцатилетний мальчик после ареста отца: «Борис, как и все мы в те времена, считал советский строй самым лучшим. Не зная истинных масштабов репрессий, он полагал, что с его отцом просто произошла какая-то ошибка (...)».
Так думали многие, и наивность шестна-дцатилетнего мальчика — это тоже факт духовной истории человека советского времени.
После окончания школы Борису все-таки удалось поступить в один из ленин-градских вузов. Он ушел в армию со сту-денческой скамьи в начале 1941 года, а осенью первого года войны погиб. И ни-кто не догадался записать любимую пес-ню батальона, которую на фронте напи-сал поэт. Погибли вместе с ним его фронтовые тетради, в которых были сти-хи и поэма об испанском поэте Федерико Гарсиа Лорке.
В 1939 году Смоленский написал бал-ладу «Кабан». Сюжет, вероятно, заимст-вован из скандинавского эпоса и разра-ботан с использованием характерных для творчества Смоленского реалий. Что имел в виду поэт — фашизм испанский или германский, а может быть, террор в России — трудно сказать. Скорее всего, образ кабана воплощает Зло, которое должно быть побеждено, несмотря на ужас, который оно внушает. Это еще одна грань романтического мировоззре-ния поэта. Эту балладу нельзя трактовать только как аллегорию фашизма, так как поэтический мир Смоленского гораздо глубже и сложнее. Его стихи — это такая поэтическая скоропись, иногда вдогонку мысли, что можно простить двадцати-летнему поэту, но он всегда стремится выразить сложность и многогранность своих представлений о мире, иногда да-же в ущерб ритмическому строю стиха.
В жизни Бориса Смоленского было не так много дат — от рождения до гибели прошло всего двадцать лет. Эти даты — отражение истории в судьбе человека. У него не было времени для эпических размышлений, стихи стали единственно возможным концентрированным выра-жением того, чем он жил. В России надо жить долго. История редко бывала мило-стива к человеку, редко позволяла осу-ществить свое предназначение. Борису Смоленскому не суждена была долгая жизнь, но был дан талант поэтического высказывания.
При жизни поэта его стихи не были напечатаны, хотя Тихонов и Антоколь-ский отзывались о них очень доброжела-тельно. В 60-е и 70-е годы стихи Бориса Смоленского печатались неоднократно в сборниках погибших поэтов, тех, кто ушел «недолюбив, недосказав». В Анто-логии русской поэзии «Строфы века» Е. Евтушенко писал: «При жизни Борис Смоленский не печатался, однако учил испанский язык, переводил Лорку — и явно хотел стать настоящим писателем. 16 ноября 1941 года он погиб в бою, и фронтовые его стихи, упоминаемые в письмах к близким, погибли вместе с ним».
В свои двадцать лет Борис Смолен-ский был удивительно взрослым, духов-но богатым человеком. То, что он не ус-пел пережить, было воплощено в стихе — такова сила поэтического слова и ли-рического чувства. Может быть, во мно-гих случаях воображение дорисовывало то, что должно было быть пережито в реальности. Он был из тех, кто, по сло-вам Вяземского, «и жить торопится, и чувствовать спешит». Первые строчки любовной лирики появились у поэта в восемнадцать лет:
(...) Я так люблю тебя такой —
Спокойной, ласковой, простой...
Прохладный блик от лампы лег,
Дрожа, как мотылек,
На выпуклый и чистый лоб,
На светлый завиток.
В углах у глаз теней покой...
Я так люблю тебя такой! (...)
1939
Энергией восемнадцатилетнего дышат строфы с описанием стихосложения по Смоленскому:
Пусть для стихов, стишонок и стишат
Услужливо уже отлиты строфы —
Анапесты мешают мне дышать,
А проза — необъятней катастрофы...
Так в путь. Рвани со злобой воротник,
Но версты не приносят упоенья,
А поезд отбивает тактовик,
Неровный, как твое сердцебиенье.
1939
Смоленский знал и любил прозу Гри-на, стихи Багрицкого и Светлова, но к числу подражателей его отнести нельзя, он, скорее, продолжатель, развивающий тему и делающий это с энтузиазмом та-лантливого юноши-поэта, разомкнувше-го рамки обыденности. Он знал толк в словесной игре и красоте стиха и был лириком едва ли не классической склад-ки.
Приведем в качестве примера стихо-творение «Лунная соната», где, кажется, все, от движения мысли до мелодики и лексики, предусмотрено и развито с од-ной целью — адекватно, стиховыми средствами
передать музыкальное впечатление:
Через комнату, где твои пальцы
на клавишах лунных,
Через белый балкон в тишину
кипарисных аллей
Улетает соната к сиянию
синей латуни,
Где на лунных волнах отражается
сон кораблей.
Жарко шепчет прибой голубой,
замирает стаккато.
Над заливом, залитым луной,
и на черной гряде
Тени шхун колыханьем вторят
переливам сонаты,
И задумчивый месяц качает
узор на воде. (...)
Над заливом вдали пролились
переливы рояля,
У залива вдали тополя
под венцом голубым.
А соната плывет, побледневшие
звезды печаля,
Над листвой, над горами, над морем,
над миром ночным.
Нужно было очень любить жизнь, чтобы шутить в те суровые годы, и это удавалось поэту. В шуточном стихотво-рении «Фонари созревают к ночи» мас-терски использована звукопись:
Громадный город на заре
Гремит неугомонно.
На ветках стройных фонарей
Незрелые лимоны.
Но тени тянутся длинней,
И вечер синий-синий...
На ветках стройных фонарей
Созрели апельсины.
1939
Шуточных стихотворений у Смолен-ского было несколько, в том числе и зна-менитая «Шоферша», и написанная со-вместно с Е. Д. Аграновичем «Одесса-мама». Поэтическое наследие Смолен-ского поражает объемом, широтой и многообразием его лирических пристра-стий и проявлений. Он на многое успел отозваться.
Борис Смоленский родился в 1921 году, погиб на фронте в 1941-м. Служил Борис рядовым на самом берегу Белого моря.
Когда началась война, он поступил так, как писал в своем стихотворении 1939 года:
А если скажет нам война: «Пора» —
Отложим недописанные книги. (...)
Поэт обладал двумя талантами — та-лантом жить и талантом писать. И этих двух талантов хватило, чтобы сделать такую короткую жизнь прекрасной и успеть рассказать «о времени и о себе»:
И сердце пройдет через сотню таможен,
Хоть бьется, как рыба, попав в перемет.
И книга расскажет, и ветер поможет,
И время покажет, и спутник поймет.
Л. Максимовская,
директор Музея истории г. Невеля
Декабрь 2007 г.