НЕ ДОЛЮБИВ, НЕ ДОСКАЗАВ… 
 
                             Когда сквозь зимние недели
                             Прорвется солнечный апрель —
                             Запахнут лужи акварелью,
                             Запахнет детством акварель,
                             Забудешь боль и вьюги злобу,
                             Ворвется ветер молодой.
                             И ты опять легко, как глобус,
                             Всю землю вскинешь на ладонь.                  
                                                                                      1939  

     Можно с большой вероятностью предположить, что всем известная «Бри-гантина» была написана Павлом Коганом в соавторстве с Борисом Смоленским. В рукописях последнего обнаружен прав-ленный его рукою текст песни. В 1976 г. издательство «Молодая гвардия» выпус-тило в свет сборник стихов поэтов, по-гибших на войне. Авторами «Бриганти-ны» названы Павел Коган и Борис Смо-ленский. Издатели сочли необходимым назвать двух поэтов. Наверное, это было сделано из объективных соображений. Мы же заметим, что тематически это стихотворение — о дальних синих морях, о яростных и непокорных людях, о пре-зрении к грошовому уюту — соответст-вует поэтическому обиходу Смоленско-го.

      Надоело говорить и спорить
      И любить усталые глаза —
      В флибустьерском дальнем синем море
      Бригантина поднимает паруса...

     Море и мечта о капитанстве в стихах Смоленского были не столько конкрет-ны, сколько символичны: речь шла о свободе, о силе, способной все преодо-леть, о гордом соперничестве со стихией, о презрении обыденности:

          Я капитан безумного фрегата,
          Что на рассвете поднял якоря
          И в шторм ушел, и шел через пассаты,
          И клад искал, и бороздил моря.
         Отбив рапиры прыгающих молний,
         Сквозь мглу морей и штормовой раскат,
         Он шел в морях, расшвыривая волны
         И мачтами срывая облака. (...)
     На родине матери Бориса, в Невеле много воды: озеро и река, на которых стоит сам город, великолепные много-численные озера в окрестностях. Славит-ся своими озерами и Карелия, которую любил поэт. Может быть, мечта о сво-бодной стихии моря и бесконечном воз-душном пространстве над ним родилась у Бориса на озерных просторах.

         Край мой чистый! Небо твое синее,
         Ясные озерные глаза!
         Дай мне силу, дай мне слово сильное
         И не требуй, чтоб вернул назад.

     «Слово сильное», способное выразить все, что наполняло душу поэта, было ему дано. Он был романтиком, скитальцем и мечтал о большом стихийном простран-стве:
          Уют жилья, последний ломоть хлеба,
           Спокойный сон, счастливую игру —
            Я все отдам за взгляд большого неба,
            За жизнь, как поцелуи на ветру. (...)
                                                                    1937
     Поэту трудно дышалось в ограничен-ных биографических рамках, он искал простора и свежего воздуха — отсюда следует то, что мы не совсем точно назы-ваем романтическим отношением к миру, несомненно, присущим Смоленскому. Впрочем, немецким романтикам начала ХIХ века тоже были необходимы ра-зомкнутые горизонты жизни.
     Отец поэта, талантливый журналист Моисей Смоленский в 1937 г. был аре-стован и вскоре расстрелян.
     В 1937 году, после ареста отца, шест-надцатилетний поэт писал:

     (...) Ложью грязной, глупой,
                                      никому не нужной
     Встала предо мною серая преграда.
     Вместо грез — туманы,
     Вместо ласки — стужа.
     ...Это все так надо.

     Это одно из немногих стихотворений 1937 года. Н. Б. Левит пишет в своих воспоминаниях, о чем думал и что чувст-вовал шестнадцатилетний мальчик после ареста отца: «Борис, как и все мы в те времена, считал советский строй самым лучшим. Не зная истинных масштабов репрессий, он полагал, что с его отцом просто произошла какая-то ошибка (...)».
Так думали многие, и наивность шестна-дцатилетнего мальчика — это тоже факт духовной истории человека советского времени.
     После окончания школы Борису все-таки удалось поступить в один из ленин-градских вузов. Он ушел в армию со сту-денческой скамьи в начале 1941 года, а осенью первого года войны погиб. И ни-кто не догадался записать любимую пес-ню батальона, которую на фронте напи-сал поэт. Погибли вместе с ним его фронтовые тетради, в которых были сти-хи и поэма об испанском поэте Федерико Гарсиа Лорке.
     В 1939 году Смоленский написал бал-ладу «Кабан». Сюжет, вероятно, заимст-вован из скандинавского эпоса и разра-ботан с использованием характерных для творчества Смоленского реалий. Что имел в виду поэт — фашизм испанский или германский, а может быть, террор в России — трудно сказать. Скорее всего, образ кабана воплощает Зло, которое должно быть побеждено, несмотря на ужас, который оно внушает. Это еще одна грань романтического мировоззре-ния поэта. Эту балладу нельзя трактовать только как аллегорию фашизма, так как поэтический мир Смоленского гораздо глубже и сложнее. Его стихи — это такая поэтическая скоропись, иногда вдогонку мысли, что можно простить двадцати-летнему поэту, но он всегда стремится выразить сложность и многогранность своих представлений о мире, иногда да-же в ущерб ритмическому строю стиха.
     В жизни Бориса Смоленского было не так много дат — от рождения до гибели прошло всего двадцать лет. Эти даты — отражение истории в судьбе человека. У него не было времени для эпических размышлений, стихи стали единственно возможным концентрированным выра-жением того, чем он жил. В России надо жить долго. История редко бывала мило-стива к человеку, редко позволяла осу-ществить свое предназначение. Борису Смоленскому не суждена была долгая жизнь, но был дан талант поэтического высказывания.
     При жизни поэта его стихи не были напечатаны, хотя Тихонов и Антоколь-ский отзывались о них очень доброжела-тельно. В 60-е и 70-е годы стихи Бориса Смоленского печатались неоднократно в сборниках погибших поэтов, тех, кто ушел «недолюбив, недосказав». В Анто-логии русской поэзии «Строфы века» Е. Евтушенко писал: «При жизни Борис Смоленский не печатался, однако учил испанский язык, переводил Лорку — и явно хотел стать настоящим писателем. 16 ноября 1941 года он погиб в бою, и фронтовые его стихи, упоминаемые в письмах к близким, погибли вместе с ним».
     В свои двадцать лет Борис Смолен-ский был удивительно взрослым, духов-но богатым человеком. То, что он не ус-пел пережить, было воплощено в стихе — такова сила поэтического слова и ли-рического чувства. Может быть, во мно-гих случаях воображение дорисовывало то, что должно было быть пережито в реальности. Он был из тех, кто, по сло-вам Вяземского, «и жить торопится, и чувствовать спешит». Первые строчки любовной лирики появились у поэта в  восемнадцать лет:

        (...) Я так люблю тебя такой —
            Спокойной, ласковой, простой...
            Прохладный блик от лампы лег,
            Дрожа, как мотылек,
            На выпуклый и чистый лоб,
            На светлый завиток.
            В углах у глаз теней покой...
            Я так люблю тебя такой! (...)
                                                             1939

     Энергией восемнадцатилетнего дышат строфы с описанием стихосложения по Смоленскому:


   Пусть для стихов, стишонок и стишат
   Услужливо уже отлиты строфы —
   Анапесты мешают мне дышать,
   А проза — необъятней катастрофы...

   Так в путь. Рвани со злобой воротник,
   Но версты не приносят упоенья,
   А поезд отбивает тактовик,
   Неровный, как твое сердцебиенье.
                                                             1939

     Смоленский знал и любил прозу Гри-на, стихи Багрицкого и Светлова, но к числу подражателей его отнести нельзя, он, скорее, продолжатель, развивающий тему и делающий это с энтузиазмом та-лантливого юноши-поэта, разомкнувше-го рамки обыденности. Он знал толк в словесной игре и красоте стиха и был лириком едва ли не классической склад-ки.
    Приведем в качестве примера стихо-творение «Лунная соната», где, кажется, все, от движения мысли до мелодики и лексики, предусмотрено и развито с од-ной целью — адекватно, стиховыми средствами
передать музыкальное впечатление:


   Через комнату, где твои пальцы
                                 на клавишах лунных,
   Через белый балкон в тишину
                                 кипарисных аллей
   Улетает соната к сиянию
                                 синей латуни,
   Где на лунных волнах отражается
                                 сон кораблей.

   Жарко шепчет прибой голубой,
                                 замирает стаккато.
   Над заливом, залитым луной,
                                 и на черной гряде
  
   Тени шхун колыханьем вторят
                                   переливам сонаты,
   И задумчивый месяц качает
                                   узор на воде. (...)

   Над заливом вдали пролились
                                   переливы рояля,
   У залива вдали тополя
                                   под венцом голубым.
   А соната плывет, побледневшие
                                   звезды печаля,
   Над листвой, над горами, над морем,
                                   над миром ночным.

     Нужно было очень любить жизнь, чтобы шутить в те суровые годы, и это удавалось поэту. В шуточном стихотво-рении «Фонари созревают к ночи» мас-терски использована звукопись:


              Громадный город на заре
              Гремит неугомонно.
              На ветках стройных фонарей
              Незрелые лимоны.
              Но тени тянутся длинней,
              И вечер синий-синий...
              На ветках стройных фонарей
              Созрели апельсины.
                                                           1939


     Шуточных стихотворений у Смолен-ского было несколько, в том числе и зна-менитая «Шоферша», и написанная со-вместно с Е. Д. Аграновичем «Одесса-мама». Поэтическое наследие Смолен-ского поражает объемом, широтой и многообразием его лирических пристра-стий и проявлений. Он на многое успел отозваться.
     Борис Смоленский родился в 1921 году, погиб на фронте в 1941-м. Служил Борис рядовым на самом берегу Белого моря.
     Когда началась война, он поступил так, как писал в своем стихотворении 1939 года:

   А если скажет нам война: «Пора» —
   Отложим недописанные книги. (...)
     Поэт обладал двумя талантами — та-лантом жить и талантом писать. И этих двух талантов хватило, чтобы сделать такую короткую жизнь прекрасной и успеть рассказать «о времени и о себе»:

  И сердце пройдет через сотню таможен,
  Хоть бьется, как рыба, попав в перемет.
  И книга расскажет, и ветер поможет,
  И время покажет, и спутник поймет.


                                        Л. Максимовская,
                     директор Музея истории г. Невеля                    
                                                          Декабрь 2007 г.




Исследование    о творчестве поэта см. на странице "ПУБЛИЦИСТИКА"                            нашего сайта.

                  РЕМЕСЛО

Есть ремесло — не засыпать ночами
И в конуре, прокуренной дотла,
Метаться зверем. Пожимать плечами
И горбиться скалою у стола.
Потом сорваться.
                        В ночь. В мороз.  
                                                Чтоб ветер
Стянул лицо. Чтоб прошибая лбом
Упорство улиц.
                    Здесь, сейчас же встретить
Единственную, нужную любовь.

А днем смеяться. И, не беспокоясь,
Все отшвырнув, как тягостный мешок,
Легко вскочить на отходящий поезд
И радоваться шумно и смешно.


Прильнуть ногами к звездному оконцу,
И быть несчастным от дурацких снов,
И быть счастливым
                         просто так — от солнца
На снежных елях.
                                        Это — ремесло.
И твердо знать, что жить иначе — ересь.
Любить слова. Годами жить без слов.
Быть Моцартом. Убить в себе Сальери.
И стать собой. И это ремесло.

1938


           ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ

По гулкой мостовой несется ветер,
Приплясывает, кружится, звенит,
Но только вот влюбленные да дети
Смогли его искусство оценить.

Взлетают занавески, скачут ветви,
Барахтаются тени на стене,
И ветер, верно, счастлив,
                                          что на свете
Есть столько парусов и простыней.

И фыркает, и пристает к прохожим,
Сбивается с мазурки на трепак
И, верно, счастлив оттого, что может
Все волосы на свете растрепать.

И задыхаюсь в праздничной игре я,
Бегу, а солнце жалит, как слепень,
Да вслед нам машут крыльями деревья,
Как гуси, захотевшие взлететь.

1939

НОЧНОЙ ЭКСПРЕСС

Ночной экспресс бессонным оком
Проглянет хмуро и помчит,
Хлестнув струей горящих окон
По черной спутанной ночи,

И задохнется, и погонит,
Закинув голову, сопя,
Швыряя вверх и вниз вагоны,
За стыком — стыки,
                                   и опять

С досады взвоет и без счета
Листает полустанки, стык
За стыком, стык за стыком,
                                               к черту
Послав постылые посты...

Мосты ударам грудь подставят,
Чтоб на секунду прорыдать
И сгинуть в темени...
                                     И стая
Бросает сразу провода.

И — в тучи,
                    и в шальном размахе
Им ужас леденит висок,
И сосны — в стороны, и  в страхе,
Чтоб не попасть под колесо...

И ночь бежит в траве по пояс,
Скорей, но вот белеет мгла —
И ночь бросается под поезд,
Когда уже изнемогла...

И как  же мне, дорогою мчась с ними
Под ошалелою луной,
Не захлебнуться этим счастьем,
Апрелем, ширью и весной...

1939


                      *  *  *

Учебник в угол — и на пароход
В июнь, в свободу, в ветер, в поцелуи,
И только берега, как пара хорд,
Стянули неба синюю кривую.

(дата неизв.)


Бесплатный конструктор сайтов - uCoz