ДВЕ СОСНОВЫЕ ШИШКИ
Поднимались в Пскове с ранней рани, и, едва на свет открыв глаза, порешили ехать дикарями в Пушкинские горы и леса. Раз уж оказались рядом с ними в кои веки, пусть не по пути, но вот так вот взять, проехать мимо – нам Господь такого не простит. Жалко то, что мы – не экскурсанты. Вот бы группой человек в полста развесёлым этаким десантом ехать в заповедные места. Ты да я, да мы с тобою вместе – вот такой смешной у нас десант. А до места – километров двести, а точнее – двести пятьдесят. Главное всегда – задаться целью, цель – она и манит и зовёт. Ну а там с отвагой и весельем, с холодком под ложечкой – вперёд! В граде Пскове на автовокзале – месте встреч коротких и разлук люди нам, конечно, подсказали: - Вот автобус до Великих Лук. К Пушкину проехать очень просто, сели и поехали, а там по дороге, через город Остров привезут вас к нужным вам местам. В принципе, мы так и поступили, коль расклад один, и он таков. Вскоре в серых клубах майской пыли за спиной остался город Псков, через час мы в Острове, в «стекляшке» придорожной пили крепкий чай. Через два с «полтиной» дал отмашку нам шофёр: «Приехали! Слезай!» И, включив отчаянную скорость, скрылся в им же поднятой пыли. «Остановка Пушкинские Горы» - надпись чуть заметную прочли мы на стенке деревянной будки, в ней, на лавке, спал громадный пёс. Мы, конечно, оба: «Что за шутки?» - задали себе немой вопрос, оглядев невзрачные строенья вкруг нас, да над ними – тополя. И, конечно, наше настроенье тут же опустилось до нуля: мы ж себе в дороге представляли: вот приедем только, и тот час чуть ли не живые – ОН с Натальей возле остановки встретят нас. Оказалось всё совсем иначе. Нам мужик похмельный подсказал: -Видите во-он – здание маячит? - все его сперва тут за спортзал принимают. Вам туда, наверно… Мы пошли, послушные, туда. Ну а там всё оказалось скверно: -Выходной. Сегодня никуда не везут, и турбюро закрыто, - -на дворе уборщица с метлой нам сказала важно и сердито, указав метёлкой на пробой с навесным замком в двери «спортзала». - Как бы до Михайловского нам? - мы спросили. А она сказала: -Километров десять. Ну, вас, прям, угораздил бог. Сходите лучше на могилку к Пушкину. Не зря ж день терять. Кто с вас такой «везучий»? Вот отсюда до монастыря километра полтора, не дале, там и сам, и папа с мамой их… (Да, в монастыре мы побывали, и об этом мной написан стих, и написан и опубликован в книжке и в журнале. Но сейчас я в то время возвращаюсь снова, чтоб продолжить начатый рассказ наш об однодневном посещенье сказочных – не скажешь лучше – мест)
* * *
Жизнь сложна, порою даже слишком. То светла она, а то – во мгле. Но лежат – вот! - две сосновых шишки у меня на письменном столе. Я и подобрал их под сосною под высокой пушкинской сосной. Это было позднею весною, в мае, год две тысячи восьмой… И они мне так напоминают (посмотрю на них – так каждый раз!) о том дне, о том зелёном мае, об усталых и счастливых нас…
|
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Почему я плачу в День Победы, почему бывает горько мне? – не терял я ни отца, ни деда, ни кого из близких на войне, и весь год живу, не вспоминая, (будто так и надо), про войну… А приходит день в начале мая, день, когда молчит на всю страну гулко поминальная минута, то в минуту эту каждый раз сам не понимаю – почему-то слёзы сами катятся из глаз. Катятся – и не могу иначе… Каждый год девятого числа в День Победы я, наверно, плачу за всех тех, чьи жизни унесла та война, за многих кто не дожил до Победы, плачу вместо них, и в стране, наверно, плачут тоже миллионы – павшие в живых. Отгремит салютами столица… Триста шестьдесят с довеском дней будет жизнь сумбурная катиться по набитой колее своей. Будут вновь проблемы и задачи от войны минувшей в стороне. …Май придёт, и я опять заплачу, не стыдясь, о павших на войне.
ПРОРОЧЕСТВО
"Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь..." (Государственный гимн СССР) И, как видно, напрасно сплотила.... О, Россия! - видать неспроста отлучила нечистая сила твой народ от Исуса Христа. И вчерашние кровные братья по укромным углам, втихаря крест готовят тебе - для распятья. Но - о дружбе в глаза говорят. Всё как в Новом Завете: Иуда объявился, он здесь, среди нас. И пока - разговоры, покуда шум да гам, он Россию предаст. Прокуратор ладони обмоет, оглядев разношёрстную рать. Эта рать, обезумевши, взвоет кровожадно и злобно: - Распять! И, не зная, какой катастрофой обернутся деяния те, рать Россию введёт на Голгофу и распнёт, как Христа, на кресте. И отметит гульбой и весельем день распятья лукавый народ. Но за смертью придёт воскресенье, воскресенье, конечно, придёт...
1990 год
|
ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА…
…И вот – особая примета при приближении Москвы: «Я закрываю туалеты!» - сквозь сон расслышите вдруг вы суровый голос проводницы. И продираете глаза, и в – в туалет. А до столицы езды ещё аж два часа. Какая суета в вагоне! Кто не успел, тот опоздал! Ах, сколько нас, куда нас гонят, везут куда нас поезда? Состав по Подмосковью едет. Проводники снуют с бельём. И замыкаются соседи всяк в сложной думе о своём. Плывут в окне остаток ночи, жилых построек этажи. Ты почему сосредоточен российский средний пассажир? Сегодняшняя жизнь жестока, все страхи веют над страной. Что ищешь ты в краю далёком, что кинул в стороне родной? Что на прощанье наказала тебе жена, подруга, мать? … А вот и площадь трёх вокзалов. И начинают подметать её угрюмые таджики – чернорабочий здешний люд - люд, по московским меркам дикий. А по перрону уж снуют носильщики, крича сердито на зазевавшийся народ. Ну а метро ещё закрыто, и у столичных у ворот стоит толпа покорно, тихо, и все, опять же, при своих… А вот бомжи, а вот бомжихи – таких бомжей, таких бомжих вы вряд ли где-нибудь встречали но, наконец, вам «повезло»: в Москве при каждом при вокзале есть неучтённое число, сей социальной, блин, заразы, они грязны, черны лицом у каждой «дамы» – «бланш» под глазом, она с таким же «молодцом» лежит на мокром тротуаре и сладко спит – куда с добром. Удивлены вы этой паре? … Но открывается метро, и, обтекая три колонны при входе в метрополитен, народ спешит купить талоны и жмётся вдоль высоких стен у касс в округлом вестибюле. А на дворе права свои отстаивают птицы гули, а так же птицы воробьи, крутясь у самых ног прохожих в надежде что-нибудь склевать. День обещает быть погожим, в столицу Родины опять очередное входит лето, июнь с теплом вступает в мир. И утро красит нежным цветом высокий сталинский ампир…
* * *
… Я не иголка в стоге сена в огромном городе Москве: меня здесь помнят эти стены Литинститута, этот сквер, в котором лет уже немало в московский дождь, в жару и снег на твёрдом камне пьедестала застыл железный человек, которого во время оно, когда он был ещё так юн будили русские масоны*. И с томиком «Былых и дум» торчит он летом и зимою над клумбою цветочной, тут. А за его стоит спиною Литературный институт. Сто раз над Герценом шутили студенты в сторону одну, мол, декабристы разбудили его, а он свою жену, потом ещё во многих дамах будил писатель либидо… Да, за его спиною прямо находится заветный дом - цель многих сотен стихоплётов. А в нём всего три этажа, на них Коровьев с Бегемотом устроили большой пожар согласно одному роману. Но дом в огне не пострадал, наоборот, поэтам пьяным он матерью кормящей стал. Что настоящие поэты не пьяными не могут быть, скажите Герцену про это - ему случалось находить у ног своих на клумбе спящих таких талантов – Бог ты мой! …Кто славы ищет – тот обрящет, кто бредит матушкой-Москвой – в столице будет непременно! Я тоже бредил и мечтал, и в ней иголкой в стоге сена не затерялся, не пропал. Ах-ах, Москва слезам не верит, ах, бьёт Москва чужих с носка!... Столица мне открыла двери в большую жизнь. Для мужика, сидящего в деревне сиднем до тридцати и трёх годов попасть – что может быть завидней! - вот в этот город городов, чтоб обучаться здесь науке, как нужно рифмовать слова… Москва! Как много в этом звуке! Как я люблю тебя, Москва! И пусть ты сильно изменилась за пролетевшие года, ты и такой мне полюбилась в последний мой приезд сюда. Пусть часто я встречаю узкий точнее – азиатский глаз в толпе - Москва, ты будешь русской, такой, какая есть сейчас. В какой бы здесь я точке не был, лишь стоит поглядеть окрест: увижу – подпирает небо высокий православный крест, иль золотой сверкает купол, и мой, и узкий глаз слепя. И потому смешно и глупо нерусскою назвать тебя. И потому душа стремиться (про кабаки не говори!) в монастыри твои, столица, в твои, Москва, монастыри. В Донском, где сумрачно и тихо - обилие пустых гробниц. Здесь патриарх-страдалец Тихон покоится. Склонившись ниц пред ракою с его мощами, пройдём за церковь – на погост, и там предстанут перед нами надгробия. Вот в полный рост скорбящий над могилой ангел, вот ряд старинных домовин и надписи: в таком-то ранге лежит такой-то господин, вот в этой каменной гробнице… Вот Чаадаев здесь – масон. А вот… А вот из-за границы совсем недавно привезён Антон Иванович Деникин - враг красной власти в годы те. Играют солнечные блики на новом простеньком кресте, знать лаком дерево покрыли, чтоб не темнел подольше крест. А рядом с ним лежит в могиле из тех же привезённый мест Иван Ильин – философ русский под тоже новеньким крестом… Помянем их и тропкой узкой между надгробьями пройдём на выход… Здесь, в Донском, и ныне век девятнадцатый стоит: листва трепещет на осине, и тень на гладь надгробных плит бросают тополя и клёны, трава высокая густа, и воздух напоён озоном… И вряд ли где ещё места в Москве - такие вот – отыщешь, глухие – хочется сказать… Новодевичий - тот очищен от зарослей, там – благодать, там и при пасмурной погоде нисходит солнце с облаков. Там спят спокойным сном - Погодин, Загоскин сам и Хомяков, литературе русской выдав всё, что позволил их талант. И там поэт Денис Давыдов – гусар, вояка, дуэлянт встал над своим надгробьем – бюстом, там нет могильной тесноты, там с восхищённым смотришь чувством на золочёные кресты и блеск Смоленского собора, на исполинский его рост. Там за глухой стеной забора мирской находится погост, где схоронили Е.Бе. еНа **, но нам сегодня – не туда… Мы посетим, и непременно Покровский монастырь – да!-да! где на стене висит икона (мы здесь бываем каждый год) блаженной матушки Матроны. И к ней с утра стоит народ, заполнив монастырский дворик. А люди всё идут, идут… Ах, сколько жизненных историй услышать за день можно тут, (чтобы припасть к святому лику) порой не хватит даже дня) - народ со всей Руси Великой стоит здесь, головы склоня, в своём уме перебирая слова, с которыми пришёл, чтоб их услышала святая и помогла… Как хорошо стоять вот так, в народной гуще, с едва знакомыми людьми беседовать про хлеб насущный – у всех, кого ты не возьми проблемы иль беда какая… И каждый со своей бедой из Краснодарского ли края, из Мурманска ли – все к святой блаженной матушкой Матроне приехали – поверить ей свои печали. Посторонних на монастырском нет дворе, здесь люди все – единоверцы, хранимы Господом одним, они к тебе – с открытым сердцем и ты – с открытым сердцем к ним. Какой народ! Какие лица! Мы - православные! Мы – рать! В монастырях твоих, столица струится в душу благодать!
* * *
…Я – не иголка в стоге сена в Москве, понятно и ежу. Вот я иду себе степенно Цветным бульваром, захожу в редакцию… «Наш современник» - доска со стороны двора. Здесь мне дадут без всяких денег «горяченькие» номера – из типографии! – журнала, где средь других стихов – мои… На Добролюбовке ж стояла и до сих пор ещё стоит, стоит! – та самая общага, где мы с друзьями… Боже мой! Какая вытерпит бумага какие рифмы, слог какой найти, чтоб описать что было на этих шумных этажах! Там Муза голышом ходила средь бела дня, в её пажах был всяк, кто звал себя поэтом. Там столько выпито вина, там столько песен нами спето! Там в пять утра, восстав от сна, народ шагал за опохмелкой в ближайший таксопарк... Да, там нам с рук сходили все проделки: никто из деканатских дам всерьёз не принимал попойки, ну что им – наш полночный шум? - в стране шумела перестройка, кипел литературный бум, не тысячными тиражами – мильонными и «Новый мир», и «Огонёк», и даже «Знамя» шагали к людям. Этот пир, не плюрализма, нет, а духа – он был в общаге в те года! …Но вот в страну пришла разруха, поэзия так никогда как в эти рыночные лета в загоне не бывала, но, но всё равно живут поэты в общаге этой, пьют вино, как пили мы, и пишут. Пишут! Шумят ночами этажи. Поэзия живёт и дышит, и не умрёт, и будет жить. Не перевёрнута страница, не перечёркнуты слова: «Литературная столица поэтов – матушка- Москва!» В тебе так много мест приметных, их часто замечает глаз: здесь жили русские поэты, и здесь стоят они сейчас: Есенин – на Тверском бульваре В. Маяковский – на Тверской, и Лермонтов – ни с кем не в паре среди шумихи городской глядит на Красные Ворота. А Гоголь – разве не поэт? Литературных анекдотов герой, сравнения с кем нет, в стихе российском - выше Бога изваян в бронзе – в профиль, фас и в полный рост, чьим лёгким слогом я этот стих пишу сейчас, тот, понял кто и сделал проще язык наш, гений и Пиит чьё имя Пушкинская площадь доселе носит – он стоит главою выше непокорной Александрийского столпа среди столицы… Секс и порно смакует праздная толпа что прут со всех щитов рекламных, с обложек, праздничных витрин, где друга друг голее дамы, как будто город-исполин и днём и ночью жаждет секса. Но это всё – рекламный трюк, что стоит девушке раздеться – прорекламировать утюг иль «Мерседес» - законный бизнес: доллары липнут к красоте… Ты и такой нужна Отчизне, Москва! И вовсе не за тем народ идёт в твои музеи, чтоб поглядеть на голых баб: вот Глазунова галерея, вот Шилова… В коленках слаб второй художник перед первым. А вот – Цветаевский музей, и можно целый день, наверно. здесь провести: ходи, глазей: наследство славное потомкам оставил русский человек, чтоб не блуждали мы в потёмках невежества… Да, новый век свои привносит коррективы в ритм жизни. Да, не всем дано любить «Персидские мотивы», и кто-то нынче в казино на Новом – «западном» - Арбате а не в музеях видит жизнь. Поток машин несётся, катит вдоль по Арбату…… Оглядись, остановись на миг, прохожий местечко памятное есть и на Арбате Новом тоже, а именно: дом номер шесть в Борисоглебском переулке. Сверни направо – ты готов? И ради, собственно, прогулки проделай несколько шагов, тут от проспекта путь недлинный - домов всего-то - три угла. Вот здесь Цветаева Марина примерно восемь лет жила. Дом номер шесть, её квартира… «Хочу у зеркала, где муть…»*** Да, и из того, иного мира вот это зеркало… Взглянуть туда, в него, куда смотрелась сама Цветаева – не сон?... Да, никуда она не делась - поэзия. Пускай «Шансон» поёт во всю в столичных «пони»****, в шансоне главное – стихи! А вот стою я на балконе вы где бы думали? – Хи-хи! – напротив Генпрокуратуры, такой запечатлён момент! Там ходит с огнестрельной «дурой» наперевес усатый мент по дворику. Как робот, ходит а рядышком стоит со мной поэт Пестерников Володя, он бывший однокурсник мой. Он здесь как раз и проживает вот его адрес: г. Москва, Большая Дмитровка. Большая! И дом… Дом № 22. Этаж? Стоим мы на котором - четвёртый. И с балкона – вид! «А вон окно Генпрокурора», - мне однокурсник говорит. А у Володи дома – книги, завал – аж кругом голова. Мы говорим, и в каждом миге жива поэзия, жива. Недолгой будет наша встреча…
* * *
А завтра мне опять - вагон, попутчиков случайных речи. И снова побегут вдогон за нашим поездом платформы по Подмосковью. И опять нам проводница в синей форме учтиво будет предлагать бельё и кипяток в титане… А вёрст примерно за семьсот от Белокаменной вдруг встанет в окне вагонном ещё тот пейзаж: среди густого леса, блеснёт вдруг узкая река, деревьев сдвинется завеса, и вот: сидят два мужика на берегу в полсотне метров от полотна. А у их ног горит костёр. И мне заметно: на палке чёрный котелок висит над огоньком. Знать варят уху на ужин рыбаки… Какая зависть к этой паре во мне… Сидеть бы у реки вот так вот, на вечерней зорьке, (июнь – рыбацкая пора!) варить уху, и сладко-горький вдыхать в себя дымок костра, ждать наступленья белой ночи, пить под уху грамм по полста, и слушать, как река бормочет на перекате у моста, как песни птичий хор выводит в тени берёзовой листвы, смотреть, как по мосту проходит мой скорый поезд – из Москвы, как окна «скорого» мелькают… И думать в этот миг и час: «Москва… Далёкая какая… Вот побывать бы в ней хоть раз…»
Июль 2007 год
* «Декабристы разбудили Герцена» (В.И.Ленин) ** Е.Б.Н. – Ельцин Борис Николаевич * * * строчка из стихотворения М. Цветаевой **** «пони» - просторечное название маршрутных такси .
ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ.
|