«ВЕРЫ ТОНКАЯ СВЕЧА –
                                    У МЕНЯ В РУКЕ…»

  Творчество Терентiя Травнiка, как всякого настоящего мастера, -  это прежде всего  создание собственного мира -  мира  не копирующего, а продолжающего, изучающего и дополняющего наше бытие. Да, этот мир похож на  наш, а как же иначе: в нем те же и земля, и небо, поиски и потери, печали, любовь, вера…  И в то же время он во многом иной, он - поэтический, он, можно сказать в нашем случае,  - "травниковский". Порой более реалистичный, чем сама жизнь, ибо он увиденный, отмытый  и донесенный  до нас талантом, даром поэтического слова. В нем звучит непреходящее настоящее, в нем каждая строка и рифма выстраданы, пропущены через душу и сердце самого поэта.
    Первое знакомство со стихами Терентiя Травнiка  напоминает волшебство, чем-то схожее с печатанием фотографии. Читаешь его строки - и воображение само, безо всяких усилий, начинает "проявлять" этот новый, запечатленный душой автора мир. Созданные им образы с каждой секундой становятся все  ярче, резче и насыщенней. Еще немного, еще несколько строк -  и…  вы полностью погружаетесь в иную, но хорошо знакомую реальность, а потом…  А потом остаетесь в ней навсегда. Так приходят в нашу жизнь любимые артисты, художники, композиторы, так и в моей жизни появился поэт Терентiй  Травнiкъ, о творчестве которого все мое дальнейшее повествование.
    Терентiй Травнiкъ (Игорь Аркадьевич Алексеев) родился в Москве в июне 1964 года в родильном доме им. Г.Л. Грауэрмана, здание которого и по сей день находится на Новом Арбате. Все свое детство и юность он прожил вместе с родителями в "старой" Москве, неподалеку от ул. Плющиха, а точнее - на Ростовской набережной, в доме, который еще долго, аж до начала 90-х стоял на высоком левобережье Москва-реки, - доме, известном в истории как дом фабриканта Сушкина П.И., или проще - Сушкин дом, что на Мухиной горе.
    Его отец, Аркадий Павлович Алексеев, родился и вырос на Плющихе, в годы ВОВ был определен в Свердловское суворовское военное училище, по окончании учебы служил в армии, а позже, уйдя в отставку, работал инженером-конструктором в КБ  Томилинского завода и играл в любительском джазовом оркестре.
    Людмила Георгиевна Алексеева (Филимонова), мать Терентiя, родилась в Москве и жила со своими родителями Георгием Григорьевичем и Марией Васильевной в этом же доме. По окончании школы училась на  юридическом  факультете  Московского университета им. М.В. Ломоносова.
    Затем работала прокурором отдела в прокуратуре Московской области, а позже была избрана судьей Московского областного суда. Ныне она заслуженный юрист Российской Федерации.
    Как вспоминает сам поэт, "первые строчки, похожие на стихи" он сочинил в четыре года. Они сохранились,  и свой рассказ о Травнiке я, пожалуй, начну с цитаты "похожих на стихи" строк:

  Чайка над морем -
 Лихо  порхает,
 Ой, как смеется
                               Мальчик Ваня…

     Листок с написанным кривыми печатными буквами (с ошибками)  четверостишием сохранила мама будущего поэта и вместе с его детскими пинетками подарила ему на…  сорокалетие со словами: "Пришло время пойти и дописать стихотворение…"  Казалось бы, это всего лишь  шутка, но года через три ее слова, действительно, сбылись  и он - пошел… 
    Да так пошел, что из него буквально "полились" стихи - десятки  и сотни четверостиший.
    В 2007 году были изданы  сразу три книги Травнiка: "Cirqulleum", "Graffoslove" и книга стихов-песен "Сушкин дом на Мухиной горе".
    В 2008 году в свет выходят еще несколько поэтических сборников.  Прежде всего - это прекрасно изданная книга, плод совместного творчества Травнiка со своим близким другом, замечательным московским графиком Александром Моисеевичем Хасминским, и, чуть позже, такие книги, как "Светец" - к пятидесятилетию освящения храма Святителя Николая в Бирюлево, книга, посвященная  друзьям поэта - "Апреллиада" и, наконец,  книга, проиллюстрированная акварелями самого поэта, а надо сказать, что он еще и хороший художник, "Тихий свет" - поэтическое путешествие по православной Москве.
    Вот и вспомнилась мне эта история с первым стихотворением, подаренным ему мамой, вот и появилась у Терентiя тропинка в удивительный мир словотворчества. Вслед за выходом книги была написана песня, где на музыку было положено стихотворение - воспоминание о той самой  "чайке".  Эта песня вошла в его музыкальный  альбом "Три желудя на Плющихе".  Поясню: не один десяток лет Травнiкъ пишет песни и исполняет их под гитару.  В  этом   альбоме песня представлена под названием "Бумажная чайка".

                 И, сделанный неважно,
                 Летит вперед отважно
                 Мой голубок бумажный,
                 Мой белый самолет.

                 И знаю я, что вскоре
                 Он станет чайкой в море,
                 И где-то мальчик Ваня
                 Ее в песке найдет.

                Он принесет ее домой,
                И станет чайка вновь живой,
                А утром, когда солнце встанет,
                                                      вспенив море,
                Он к сердцу белую прижмет, 
                Тайком на берег отнесет
                И выпустит опять её на волю…

    Конечно, Травнiкъ и раньше писал стихи, хотя никогда не называл свое творчество "поэзией". Стихов было немало, были и поэмы, и пьесы в стихах, но что-то его сдерживало от отождествления себя с поэтами. Теперь, познакомившись с ним, я понимаю, что скорее всего  это была некая врожденная скромность, нежели неуверенность в своих произведениях. К тому же тогда  стихи были всего лишь частью  его столь многообразного, сложного, многослойного мира, где умещались, боролись, вытесняли и дополняли друг друга краски, ноты, звуки, цветные и музыкальные образы. А поэзия… Поэзия в это время зрела в нем, ждала своего часа, накапливалась, искала выхода, грозила вырваться  наружу и захлестнуть с головой. Он не говорил друзьям о своих стихах, считал, что просто делает "поэтические этюды, экспериментирует", что настоящая поэзия - это очень серьезно, это "действительно вершина творческой реализации, до которой надо идти дорогой длиной в жизнь".
      Со слов самого Терентiя, с русским языком в школе будущий поэт дружил неохотно, но, неожиданно для самого себя, в четвертом классе вдруг стал, как с улыбкой он мне признался, "временным  отличником по русскому, как будто что-то услышал в себе и мгновенно понял и правила, и красоту языка". Травнiкъ  вспоминает: " Я хорошо помню это замечательное время осознания". Позже он все-таки повернул к более любимым им точным предметам, и русский язык надолго  "сдулся" до твердой четверки в четвертях.
      "Так и осталась, - говорит он, - за сочинение дробь  в пять четвертей, правда иногда сползающая до двух… четвертей. Так, например, в восьмом классе, когда я написал сочинение  на всю тетрадь, а это двенадцать листов, и раскрыл тему по-своему, проэкспериментировал  - воспел Илью Обломова  как  положительного героя, то заработал и того меньше, а именно два, деленное на два. Опыт провалился полностью. На мой  вопрос к учительнице, почему "два" за грамотность, где все тянуло на четверку, она спокойно пояснила: "Писать надо, Алексеев, как учат в школе, умничать потом будешь ". Теперь бы я с ней не спорил, а тогда возмущался, но все равно не возражал открыто. А это ведь была четвертная районная работа. Потом, помню, это долго обсуждалось в нашем классе. Я тогда был одним  из лучших учеников в классе".
     Еще в студенческие годы  у Травнiка вышли малыми тиражами такие сборники стихов, как "Неопубликашки" (1983), "Крик в Никуда" (1987), "Четверть века" и другие, но это  были скорее  сборники песен, написанных им для своей группы "Ноевъ Ковчегъ", созданной  в 1979 году. В свое время Терентiй учился в музыкальной школе по классу фортепиано.
     Много позже, в 1990 году, крестный отец Терентiя, его близкий  друг и учитель, ныне покойный Михаил Леонидович Курганов, философ, поэт и публицист,  предрек  Травнiку в одном из посвященных  и подаренных ему  стихотворений  время начала поэтического взлета.
       Пророчество  сбылось год в год.
В своей книге "Апреллиада", вышедшей из печати в 2007 году,  в стихотворении, посвященном  Курганову М.Л. "Учитель Молоко" (а именно так звал Терентiй своего друга: как он мне объяснил - по первым буквам, написанным через букву "о"), он напишет, вспоминая это:

             Меня учил он мыслить сердцем,
            А ум мой называл он школяром,
            Не позволял топтаться мне на месте
            И мысли путал, завязав узлом.

            И я вгрызался в тот гордиев узел…
            Но вот однажды, протянув мне меч,
            Сказал он: "Слаб клинок для сечи…
            но скоро будет резать - твоя речь.

            Ты  будешь голосом лечить
                                              сердце  людские.
            И ровно через восемнадцать лет - 
           Зачавшийся сегодня в моей силе -
            Взойдет на свет еще один поэт. 

      Для Травнiка поэзия - это облачение в слово всего, что нас окружает. Как? Откуда берутся подобные стихи - он и сам вряд ли ответит на этот вопрос. Вероятно,  эти  стихи, как он сам заметил в нашей беседе,  "случаются" или "приключаются, второе чаще". Как будто " кто-то во мне говорит, а я слышу и отвечаю, позже записываю их и потом особенно не правлю, так, разве что совсем немногое". Да  и он сам удивляется, откуда появляются эти строки, - "мне всегда было интересно,  откуда во мне возникает музыка, изображение, строка. Теперь я понимаю, что это прочувствованное  и  воссозданное переживание Божественной красоты. И чем больше ты подготовлен, тем ярче и выразительнее ты переводишь ее на язык человека с прекрасного и вдохновенного языка Творца".
    Когда опыт души накапливается, то, смешиваясь с сердечной природой, он прорастает для поэта словом. Чем сильнее резонанс с сердцем, тем более вероятность правильной строки и рифмы.
Стихотворение для поэта - это не просто, по его же словам, "концентрированная проза", но и огромная ответственность за сказанное, это как "меткий выстрел навскидку". "Иногда, - делится он со мной, - мне кажется, что все стихотворение написано ради одной строчки, одного мгновения, одного вздоха. Это необыкновенное ощущение в душе. Эту строчку надо найти, почувствовать в стихе.
     Она есть в каждом хорошем произведении. Это как кнопка, как звоночек - найдете и произносите, произносите, и тогда стихотворение откроется, как занавес, как ворота, как просто дверь, и вы войдете и увидите много больше, чем прочитали. Просто вы войдете в себя, в свое сердце таким образом".
    Удивительно, но он почти  не работает над стихом, черновик - уже чистовик. Иногда может убрать слово, переставить, но никогда не меняет мысль, тем более изначальный замысел стиха, увиденный  и прочувствованный им в первой строке.
    Хорошие стихи - это либо дар, либо награда за наработанный жизненный  опыт, но все равно поэтом  они чаще ощущаются как "незаслуженные, нежданные, нечаянные". Он добавляет, что это "еще и муки, когда уже не можешь не писать, когда стихи застигают врасплох, просто являются из ниоткуда и стучатся, стучатся, стучатся. Ты бегаешь, ищешь ключи, дергаешь за ручку, пытаешься открыть, просишь подождать, наконец открываешь тетрадь,  а там… только записка - мол, заходили и не дождались, извини".
     Поэтому ему приходилось писать на песке, на глине и даже гвоздем на кирпичах. Иногда он наговаривал их на диктофон…  И все потому, что отказать слову было  невозможно, нельзя этого делать, тем более в поэтической строке, такой неповторимой и почти неуловимой. Она "не приходит дважды, ибо она отражает миг, именно мгновение  жизни, мгновение, которое невозможно "остановить", и здесь важно его удержать, запечатлеть и сохранить в первой строке.
     Стихотворение будет потом, будет позже, но сейчас только строка, зачатие и ритм, только состояние, зародыш и только жизнь, жизнь и жизнь".
     Природа стихосложения таинственна и непостижима, непостижима именно тогда, когда это настоящие стихи, а не зарифмованные мысли и рассуждения. Как считает Терентiй, "… каждый стих читается и... читается, а вот от настоящего слова, помещенного в нем, тебя всего трясет, и здесь неважно, сочинил ты его, прочитал у кого-то или просто услышал мельком.
    Это как   свободное  падение, а точнее...  свободный взлет, и ошибиться в ощущениях здесь просто невозможно".
    Быть поэтом - это миссия, это непростая миссия везде, а в  России тем более.
Дело в том, что поэзия - это благодарение, благодарение человека Богу за даренное слово, благодарение словом, Слову через слово. Ответственность колоссальная.  За каждое "праздное слово" будем  отвечать, а уж за  "поэтическипраздное" - вдвойне.
     Травнiкъ понимает, насколько это серьезно  -  говорить с людьми на языке поэтическом, на языке "строфы, сошедшей из сердца". Отсюда не только радости, но  и искушения, трудности и печали в жизни, как это нередко бывает в судьбе истинного поэта.
     Поэтическое слово - это и ноша, которую нельзя просто бросить:  она не за плечами, она на сердце, к тому же за "каждое суетное, поверхностное  слово тебя рано или поздно настигает печаль  - и это творческая данность".

                    Стихи - это боль,
                    Стихи - это боль-но,
                    Но все-таки
                    хочется их создавать.

    Писать стихи - это призвание, а быть поэтом - это не только непростой  труд, но и подчас  "жизненный крест".

                   Пишу стихи до слез, до плача,
                   Иначе не могу писать.

    Терентiй  убежден, что "в своем поэтическом состоянии нужно соответствовать гармонии мироздания,  а иначе вся эта неточность будет заметна даже в знаках препинания". Надо стараться писать только о пережитом и прочувствованном.
     Может, поэтому Травнiкъ не считает поэзией зарифмованную сатиру и иронию, пошлость, грубость, равно как и притворство.

          Не всем, кто рифмует, по силам стихи,
          Грызть камень не каждый возьмется…

    Поэтическое сознание - это постоянные перегрузки. "Поток входит сильный, а "биология" тормозит, вот и сгорают словотворцы", - поясняет он. Но это не фатально. Как только ты понимаешь, что каждое твое слово звучит, воспевая Человека, звучит во славу Божию, то ноша заметно облегчается".
    Что говорить, любое творчество  - дело нелегкое, но поэзия особенно. Компромисс в ней неуместен. Именно поэтому она в  своей   глубинной  природе - тотальна. Соединяясь с ней, надо знать и понимать, на что ты идешь. И первый показатель правильности выбранного пути - это не только усталость, но и слухи, сплетни и зависть. Увы, но это всегда сопутствует живому слову поэта.

              Коснутся поэта хула с клеветой,
              Его обрекут на изгнанье,
              Но вскоре он в небе звездой путевой
               Взойдет, вопреки ожиданьям…

    Общаюсь с Терентiем, слушаю его рассказы о творчестве, замечаю, что он мастер устного изложения, мастер рассказа, прекрасно владеет искусством риторики, держит паузу, слышит собеседника и дает ему выразиться. Несмотря на это, я постоянно  задаю себе один и тот же вопрос: "Почему? Почему одиночество? Там, где внимание людей, читатели, встречи, - и вдруг одиночество, это маркесовское "одиночество среди людей". Неужели оно аксиоматично для творчества, и в частности -  для поэзии? Ведь поэт явственно ощущает Божественное присутствие, но это, видимо, совсем иное, а  в миру - одиночество, и иногда даже слишком острое.
    "Люди не спасают от него, это экзистенциальное состояние, нажитое собственным поиском, и связано оно только с тобой и больше ни с кем, - отзывается вслед моим размышлениям Травнiкъ. - Вероятно, это результат скорости мысли, наработанной на фоне поэтического восприятия жизни, когда ты наблюдаешь за  происходящим  вокруг тебя. Когда ты творишь, то все случается  быстрее и быстрее, даже мгновеннее,  я бы сказал…
      Видимо, у поэта эта скорость значительно больше, чем у большинства людей. Вот разбежался, побежал  и остался впереди всех…  в одиночестве. Назад невозможно, просто нет дороги, да если и была бы, то,  думаю,  не всякий ею бы воспользовался".
    Есть горе от ума, а здесь горе от возможностей и чувствования, хотя различительная грань весьма тонка и прозрачна. Отсюда эта вечная историческая "непонятость", о которой  так часто говорят творческие люди. Правда, иногда это манерное, но в большинстве своем так оно и есть…
    Но лучше, когда все-таки одиночество вытеснится  уединением, и тогда это уже счастье, тогда, вероятно, и  создается самое лучшее в творчестве.
    "Я не одинок, - говорит Терентiй, - но творю в затворе, взаперти. Хотя нередко и случается, что в этом механизме что-то ломается, и вот тогда действительно подвывающим сквозняком вползает в меня одиночество, я остро чувствую его, и прежде всего это одиночество от самого себя. Думаю, это состояние знакомо многим, кто что-то ищет в себе, живя на этой земле,  и объяснить его в двух словах нелегко".
    А вот писать о природе - это для поэта как жить полной жизнью. Это то, что всегда "и ново, и вечно". Поэт признается, что "отдыхает, когда словом касается этой темы". "Всегда зачитывался стихами Есенина, Бунина, Тютчева - допоздна, до дыр, до корешка зачитывался… Любуюсь, любуюсь их словотворчеством, их видением и чувствованием красоты нашей родной природы. Они все ее мне дарят в своих стихах, так просто и так много сразу", - пишет он в одном из  писем  к Сергею Хворину, литературному критику из Нижнего Новгорода.
     И псевдоним "Травнiкъ", конечно же, не случаен,  и буква "i" - тоже,  и твердый знак в конце - не только правило грамматики в данном случае, а еще и намеренный символ.  Когда-то давно "травником" его звали друзья - художники и музыканты. Видимо, потому, что он увлекался изготовлением несложных  гербариев: собирал, сушил, клеил на лист и писал к ним причудливые комментарии. Позже стал ездить за травами по всей России. В детстве немного учился этому занятию у ныне покойной травницы - Александры Ильиничны Орловой. В  детстве каждое лето  Игорь жил на даче в Софрино с мамой близкого друга своего отца, Владимира Семеновича Орлова. Так вот, баба Шура, так ее все называли,  брала его по утрам с собой за травами, которые ей были нужны для лечения. Вставали рано-рано, шли в лес, а там, собирая, она ему и рассказывала о них.    
     "Мне было интересно все, и запоминал я мгновенно. Баба Шура плохо видела,  и мне доставляло особое удовольствие находить для нее всякие травки и быстро приносить, пока она еще собирала в мешок хвою-перегной для своего огорода. Но больше мне все-таки нравилось просто гулять, а ходили мы, надо сказать, далеко и надолго",  - пишет он в своем дневнике. Она  и стала первой травницей в его жизни и научила различать и находить многие травы. Но, пожалуй, самое главное то, что она  заложила "первый кирпич" в фундамент не только его творческого имени, но и всего дальнейшего мировоззрения, вплоть до осознанного вегетарианства и "особого, почтительного" отношения к зеленому цвету в гамме его картин, в домашнем интерьере и в одежде. "Это очень здоровый, миролюбивый цвет. Цвет сердца, я это очень чувствую",  - дополняет он.
    Уже позже он проведет  много лет в путешествиях по России, исходит деревни  и села, где соберет знахарский фольклор.
     В 1999 году Травнiкъ заканчивает большой труд об этом и пишет на эту тему книгу "Разнотравье". Она готовится к выходу в свет как раз в это время, когда я  работаю над статьей. Думаю, что  в этом году многим удастся познакомиться с новой работой Травнiка.
    Терентiемъ Травнiкомъ Игорь стал после принятия таинства святого крещения. По святцам это происходило как раз в  день памяти Св. муч. Терентия. Игорь испросил благословение на  свое творческое имя  у протоиерея Алексия Бойкова, который и совершил таинство. Так появился в мире поэт, художник и музыкант Терентiй Травнiкъ, или  - "травотрущий", как он сам себя иногда именует. "Это что-то вроде кнута и пряника,  - уточняет он, - Травнiкъ - мягкий, а Терентiй - жесткий и перетирающий". С 1990 года он начинает писать картины, книги и музыку уже под этим именем, официально зарегистрированным в Палате по авторским правам при ЮНЕСКО.
      В творчестве Травнiка выделяется несколько главных тем, которые отражены в его в поэзии, прозе и даже…  в музыке. Это философско-богословская тема, лирика о природе, размышления о личном, о слове, языке, литературе,  а также стихи-рисунки, стихи-портреты, стихи и сказки для детей. Тема природы, конечно же, занимает немалое место в  любом из видов его творчества.
      Часто он "рисует" словом, как будто красками, свои стихи, - напомню, что он еще и талантливый живописец, и это особенно заметно в строчках о природе - его слова, как яркие крупные мазки, размашисто и эскизно набрасывают пейзаж, точно и зримо вылепливают деревья,  тонко прописывают передний план, играют светом и тенью. Это эксперимент на грани разных искусств, поэт словно пишет словом картину -  сочно, пастозно, смешивая краски на палитре страницы, и мы видим его охру, сепию, белила или изумруд в рифме и ритме. "Я -живословец и буквомуз, пишу стихи по нотам и без нот, рисую их также ,только реже, а когда пишу картины или музыку, то читаю им стихи, преимущественно классиков…"  - пишет он летом 1999 года своей двоюродной сестре Елене  в Санкт-Петербург.
    К природе у поэта почтительное отношение, а он, улыбаясь мне, добавляет - "еще и почитательное, я всем советую почитать ее книги. Не оторвешься…" Травнiкъ  бесконечно влюблен в нее. Влюблен весь до капельки. "Сколько дорог мною исхожено, сколько тропинок я изучил, но все равно будто и не был нигде, так велика Россия, так велика моя Родина", - с волнением отвечает он в одном из своих писем Андрею Ивановичу Корневу, своему учителю рисования.

             Россия росами свежа, -
                            босая, может, оттого,
             Что травы, травы и луга
                                              и в росах вся…
             Я россиянин от полей,
                   от рос закатных и рассветных.
            Учу я  с детства  наизусть
                  Твою Россию, мою…  Русь

    "Если история  и события на Руси уходят и приходят, то ее овраги, долы и поля, леса и реки живут в вечности, и, обращаясь к ним, проваливаешься с ними  в это безвременье",  - напишет он позже в своей статье "Зримое золото полей", посвященной творчеству своего друга - художника Юрия Чевелихина. Что характерно, Травнiку удалось избежать скучной описательности при создании образа природы, как это часто случалось с поэтами-пейзажистами.
      У него особая,  анимистическая поэзия. "Я Велимира Хлеб отведал - вкусён до жути Велимир",  - пишет он своей сестре в Петербург.
    В своих стихах Травнiкъ говорит с природой, ее очеловечивает, одухотворяет, часто явления природы становятся живыми персонажами, действующими лицами, иногда даже пишутся им  с заглавной буквы: Осень, Рябина, Метель, Земля. У них свой характер, тонко подмеченные манеры, свои взаимоотношения. Поэт разговаривает с природой, словно хочет услышать от нее какую-то тайну, разгадать ее секрет - и ведь разгадывает.
    "Мне интересно ее(природу) так услышать, как было бы для меня самого неожиданно. Нет, я не ищу оригинальности, просто обнимаю ее словом своей души, кладу голову ей на плечо и засыпаю…  засыпаю… - стихами",  - пишет он  Хелене Квочек, польской журналистке, которая неоднократно, будучи в России, брала у него интервью.
    Прежде всего Травнiкъ видит природу в слове, а слово одухотворяет через природу. Все, кто мало-мальски знаком с творчеством Травнiка, замечают его особое отношение к слову, он и в этом оригинален и неповторим. Не просто строчки, не просто рифмы, а сами слова часто рождаются на глазах у изумленного зрителя. Поэт смело экспериментирует со словоформами, вплетая их в задуманный узор, и, если нет нужного слова в русском языке, оно должно немедленно родиться, "замешаться на палитре листа и мазнуться в строчке",  если оно не хочет склоняться по правилам, значит, ему тесно в этих правилах и оно вырывается на волю. Потому и нескучно, потому и привлекает - неординарностью мысли, точностью, меткостью.

      Макаю в тучи, пишу на бумаге
      Чернильной грозою, дождливыми буквами
      Все в той же обычной, школярской тетради,
      Промокшей под лирикой и под науками…

    "Еще я заметил вот что: даже если и пишу печально о природе, то все равно не так, как о наших житейских делах. В природе все возвышеннее и все  оправдано. В ней скорбь высока и радость не резка. В ней всем и всему для поэта есть место..."  - отвечал он своими стихами в письмах к другу, художнику Вадиму Овсянникову.
      В ответ получал прекрасные письма-размышления о живописи и о месте художника в истории от знаменитого    ныне мастера   колористики -  художника Вадима Геннадьевича Овсянникова.

                 Осенняя палитра под ногами.
                Размазываю краску по холсту
                Я  шарканьем по листьям сапогами -
                Вот так свои полотна и пишу.

           Природа - неисчерпаемая   тема    для творческого человека, особенно для такого  многогранного,  откликающегося  на события и звуком, и словом, и цветом, как  Терентiй.  Он рисует  природу, у него много  и музыки, написанной о ней и для...  нее.
     Есть музыкальные композиции о травах и цветах, миниатюры для гитары с названиями "Календула", "Ромашка", также знаменитые "травниковские" Арборианские  симфонические концерты, каждый из которых посвящен определенному дереву, - всего двадцать два произведения. Еще есть музыка для вегетарианцев, музыка кустов, семян и цветов, но это уже совсем другая история.
     Я же пишу о Травнiке - поэте…  или о поэте Травнiке  -  как кому будет угодно.



        Когда не пишется, а хочется писать,
        То я иду с тетрадию на волю.
        А как на воле можно не писать?
        Как можно не летать по ветру в поле!?

        Сторонушка, я пью тебя захлёбно.
        За строчкой строчку с нового листа.
        И если суждено прослыть мне звездным,
        Твоя в том виновата  красота...

       Ее -  до золота застенчивая осень,
        Ее -  до хруста снежная зима,
        Ее  весной  разбуженная сочность
        И лето красное - для красного словца.

  "Обречена страна на смерть,
   Где детства нет и старость нища…"

    С точки зрения Травника-поэта, есть два основополагающих социальных понятия в обществе - детство и старость. Собственно, это неминуемые реалии бытия. Начало и конец, места, вехи или отметины в нашей жизни, нуждающиеся в особом, человечном понимании.
   "Детство требует от среднего возраста воспитания, а старость - уважения", - пишет он в своей работе "Белый уголь, черный снег". Безусловно, и  то и другое нуждается в поддержке, в единстве с государственной идеологией и мировоззрением. Как бы ни развивалось общество в интеллектуальном и экономическом плане, если в нем нет того, о чем написано в этих строчках, оно рано или поздно обречено на вырождение, и в итоге  - на вымирание.

    "Забота об этом и есть духовное проявление в культуре развития государства. Мне кажется, что только тогда можно говорить о правильном развитии общества. Скажу сразу, эта строчка из моего стихотворения - не лозунг и не призыв, а мое многолетнее личное  восприятие и понимание этого, выраженное в поэтической форме. Трагично? - Конечно. Фатально? - Не думаю… - говорит Терентiй и далее продолжает: - Это, на мой взгляд, тупик, но все-таки имеющий возможность выхода. Он затяжной  в этой трудности, но с этим можно и нужно справиться человекам, чтобы остаться людьми. Но если подобная тенденция сохраняется на протяжении поколений, то это крайне серьезно, и инволюция рано или поздно может начаться. Сначала это выразится в государственной депрессии и личностном цинизме, а позже и в гражданских конфликтах и в финале - в  упадничестве. Это  может не только привести к смене строя или распаду государственной системы, как уже бывало в истории, но и подойти вплотную  к бездне вырождения цивилизации".
    Важное место в жизни Травнiка занимает его религиозное миропонимание.
Все, что происходит в его жизни, да и в его творческой жизни, в той или иной степени связано с церковью. В начале 90-х он работал в Православной гимназии, просто помогал ее строить, какое-то время был художником-консультантом в ней. Ездил на реставрацию многих храмов и монастырей по всей России.
    Изучил для себя литургику, старославянский язык, церковное предание и святоотеческое наследие. "Это же корни наши. Стебельки мы каждый день видим, а вот корешок увидеть - это в радость. Без него я не живу, а "сеносоломею",  да и только", - поясняет он в письме к сестре. Духовный поиск ставится им во главу угла и настолько глубоко его привлекает, что он многие годы ведет дневники-рассуждения, снимает документальное кино и создает большую коллекцию фотографий на православную тему. Нередко ему доводилось быть трудником, а то и послушание какое исполнять. То на  клиросе пел, то в свечном ящике работал, то чтецом, то келарем, но чаще все же реставрировал иконы.
    "С 1993 года особой, удивительной веточкой-ветвью в моей жизни проросла история, связанная с подмосковным селом Мелиховом, где находится усадьба великого русского писателя А. П. Чехова. Так уж  было Господу угодно, но старый храм Рождества Христова, который стоял на краю села, сгорел, и на пепелище пришел новый батюшка, отец Вадим - Вадим Овсянников, мой добрый и старинный друг (еще с первого ВУЗа) и прекрасный художник. Так вот и началась наша удивительная эта история. А началась она со строительства нового храма на месте сг

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ                                             С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz