"Поэту дан к уходу свой черёд. Но не дано границ на этом свете. Живи, народ, в живом своём поэте! Живи, поэт, покуда жив народ!"
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к стихотворению « Учитель». У некоторых слушателей и читателей возникала болезненная реакция на слово «урод» в этом стихотворении. В связи с этим скажу, что данное слово содержит в себе ряд эмоциональных уровней: от злобно-презрительного до спокойного, которым обозначаются имеющиеся факты. Этот уровень я и выбрал. Мы живём в уродливых условиях жизни. Такие понятия как «мать», «белые халаты», «любовь», «Родина» лишены святости. Счастье человека и его значимость измеряются деньгами. Страх потерять работу превращает людей в бессловесных рабов. Коррупция в любых сферах деятельности общепризнанна. Обращение в суд страшит большинство населения своей тягомотиной и денежными поборами. СПИД, туберкулёз, наркомания, алкоголизм, бомжи. Разнузданное в своём развращении молодых душ телевидение, где даже Президент страны, не договорив речи, умолкает,уступая дорогу рекламе. И над всем этим Конституция, на которой клянутся, но никак не сделают её такой, чтоб народу стало хорошо. Эти уродливые условия жизни, став Системой, не могут не порождать уродов. Я взял только школу, как заведение, касающееся всех нас. Учитель математики требует от учеников доказательства подобия треугольников, зная, что им это в жизни совершенно не понадобится, как и поиск арктангенсов и косекансов. Спроси он у ученика для чего тот искал чему равен «х» в квадратном уравнении – получит примитивный ответ: «Потому что в условии сказано найти «х». И всё. Историк излагает в школе историю страны, а сама страна всё ещёштопает эту историю, подгоняя под свой размер. Учим ботанику, а трав и растений собственного края не знаем. А литература? «Муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей» - бойко читает ученик наизусть, по возрасту ещё не созревший до понимания глубины происходящей трагедии. И всё – по верхам, по верхам. Лишь бы «сдать» предметы. Жизнь давно уже требует иного подхода к образованию, т. к. существующая система превращает даже творческих учителей в средних,озабоченных лишь необходимостью уложиться в рамки плана урока. Мы, родители, знаем об этом, ощущаем на собственных детях результаты «общего» образования – и молчим. Но молчание такого рода- тоже уродство. И никакой «Школьный вальс» с его благостной мелодией и псевдоромантическим текстом, исполняемый ввыпускные дни, не решит за нас этих проблем. |
|
АМЕТ-ХАН СУЛТАН Аметка – так называли дважды Героя Советского союза Амет-хана Султана его друзья, испытатели самолётов.
Амет-хан и Султан, Амет-хан и Аметка, насбивавший врагов хладнокровно и метко, ты согласно ль прописке, без боли и грусти, проживаешь в своём впечатляющем бюсте? Или, может, на взлёте двузвёздно- крылатом, утвердил себя в бронзе самозахватом?
Что с семьёй? Хорошо ли в Москве обустроена? Так, как должно ль семье знаменитого воина? Вспоминаешь ли время, когда оказался не нужен, Когда водка нужнее бывала чем ужин, И когда твои Звёзды геройского звания превращались в ничто, меж бутылок пропаще позванивая?
Ты почти что был сбит. Ты упал бы, товарищ, в том разгуле обид и похмельных пожарищ, если б не был спасён (так спасаться и мне бы) братством рук и имён, упоённостью в небе.
Амет-хан и Султан, Амет-хан и Аметка, расцветает в Алупке шиповника ветка. Гаснет злость в налетающем северном ветре, прикоснувшемся к женственным соснам Ай-Петри. Опускаются кручи всё круче, террасой. Озабочены люди трудом и сберкассой.
Но над всей над земной, над живой и безжизненной массой прошивается синь реактивной космической трассой, чтобы каждой своей бронзобюстовой клеткой ты взлетал, становясь Амет-ханом, Аметкой!
ВАРИАЦИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ Издалека из родника Течёт прохладная река, Минуя все преграды. Будь в ней вода не так горька, Слыла б отрадною река. Но нет в реке отрады.
Как враг в ней плавает навоз. А чей навоз – к чему вопрос? Вестимо, не мышиный. Заразой, признаком беды Въезжают в глубь речной воды Жлобы, чтоб мыть машины.
Чумой в реку, куда ни глянь, Сливают муть, швыряют дрянь Без всяких разрешений. И толку нету в очистных, Давно уж немощью больных Старух-сооружений.
К реке приходит прокурор. И каждый раз кричит: «Позор! Река почти параша!» И пальцем яростно тряся, Он заклинает всех: «Низя! Ну где же совесть ваша?»
Порой к реке, как крот на свет, Идёт с приветом райсовет. Река, конечно, рада. Ведь райсоветчики-друзья, Гуртом грозя, кричат: «Низя! Товарищи, не надо!»
Но чаще всех, нуждой влеком, Природохран, что всем знаком, К родной реке шагает. Он чует всё как умный пёс, И он, расстроенный до слёз, Виновников ругает.
Ему бы грохнуть кулаком, Вдобавок топнуть каблуком – Мол, кайтесь, ниц простёрты! Да только что-то кулаки Хоть велики, а всё ж легки. И каблуки постёрты.
Неси, река, свою беду, Взывая к Богу на ходу. Проси не дать пропáсти. Не то повыздыхаешь вся, Годами слушая «Низя!» Из уст районной власти.
ПАМЯТИ АКАДЕМИКА САХАРОВА Вы, с лицом неумелого мага, С неумелостью трусить и врать, У порога грядущего блага Как осмелились умирать?
Как же Вы так внезапно посмели, Предназначенный правде служить, На подходе к невиданной цели Взять и руки сложить, -
Эти руки, без жестов и блеска, Эти руки, что столько могли, Поднимаясь нелепо, но веско Над трибунами всей Земли.
На миру – не в лубянском подвале – Вам здоровье вконец надорвали Те, кто ссылку с жандармским обыском, Оформляя, назвали отпуском.
Добивали Вас в Горьком темницей, Призывая остепениться. Добивали присмотром в подъезде И клеймением на партсъезде. Но больней всего, тем не менее, Добивало страны смирение…
Ваше сердце не бьётся затравленно. Ваше сердце покоем оправлено – Сердце мастера всенародного, Водородного, благородного.
Хороша ли Земля, плоха ли – Вы на ней своё отпахали, Негодяйству не ставши сахаром, Дорогой академик Сахаров.
Вяжет времечко свежие веники. У истории новые роды. Будут, будут у нас академики – Вашей, сахаровской породы.
СОСЕДКА ( серенада холостяка ) Как весной сирени ветка Расцвела моя соседка. И пригожа и румяна – Ни малейшего изъяна.
Не весна повинна в этом. Расцветала бабьим летом. Расцвела – и так уж сталось, Что влюбился я под старость.
Ох соседка, ох соседка, Почему заходишь редко? Ты милее всех и слаще. Заходи ко мне почаще.
Я всю жизнь искал принцессу, Чтоб сойтись по интересу. Выяснял насчёт горошин. И как принц был осторожен.
А теперь, жильё имущий, И курящий я и пьющий, Забывающий побриться, Не тяну уже на принца.
Ох соседка, ох соседка, Дорогая однолетка, Ты милее всех и слаще. Приходи ко мне почаще.
Я годами запорошен. Нет мне дела до горошин. Не мечусь, узнав из прессы О прибытии принцессы.
И бываю пьяным редко. И курю не слишком рьяно. Потому что есть соседка – И пригожа и румяна. ИГРА И в этот раз со всех сторон Ты, как всегда, права. И рвёт усталый телефон Ненужные слова.
И остывают провода. И замер шнур витой. И тишина, как правота, Терзает немотой.
Но я опять играть готов В нелепую игру, Где много видится ходов – И каждый не к добру.
И мне игра не надоест Предчувствием беды, Где перст судьбы поставит крест На все мои ходы.
Тот день придёт, с другими схож, Где ты, замедлив шаг, С пути свернёшь. И прочь уйдёшь. И это будет шах.
А я в несчастнейшем году, Забыв твой аромат, Не так пойду. И пропаду. И это будет мат. МОНОЛОГ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ХУДОЖНИКА, РИСУЮЩЕГО СТАРЫЕ ДОМА.
/ Рамизу Нетовкину/
Мой зритель, мой отзывчивый судья, Побудь в тиши с молчащими домами, Где предки, возвратясь из забытья, Молитвы шепчут скорбными губами.
Коснись душой бесправья долгих лет. Проснись в ночи, клеймённой страшным годом, Когда, не в силах двинуться вослед, Дома прощались с изгнанным народом.
Вглядись в дома – в них слёзы поздних встреч. Их долгий век и жалостен и хлипок. В них, чуть слышна, звучит родная речь, И чуть слышны напевы старых скрипок.
Я прикасался бережно пером, Черты домов рисуя чёрной тушью, Чтоб узнаваньем кто-нибудь потом Был потрясён и схвачен как удушьем.
От мук людских сходившие с ума, Глядящие беспомощно и ждуще, Да будут жить священные дома В твоей душе, мой зритель всемогущий. * * * Однажды ребёнка я очень обидел. И позже чем надо обиду увидел. Он плакал. Он что-то пытался сказать мне с трудом, Беспомощно тратя пронзительность жеста. И детское горе хлестнуло стыдом, Таким, что не мог я найти себе места. Казалось, с ним плакала вместе планета. Казалось, не будет прощенья за это. Он плакал. Припал я к нему в бессловесной мольбе. И в детское сердце вошли мои муки. И бедный ребёнок, забыв о себе, О горе забыв, протянул свои руки В порыве прощенья, в порыве участья – И был этот миг озарением счастья.
СТАРУХА Н. Запорожцу
Нигде не добившись реакции, Она появилась в редакции. Села, от старости бежевая, Палочкой тело поддерживая.
Был взгляд у неё ожидающим. Убогий наряд – истлевающим. Стала, сбиваясь, рассказывать, Грамоты стала показывать.
Её, за грехи её бывшие, Терзают стропила прогнившие. Хиреют они и рушатся. Просьбы в пространстве кружатся.
Рассказ обрывался измученно. А руки то двигались скрюченно, То на столе дрожали, Где грамоты сплошь лежали.
Лежали Почётные грамоты, Как будто какие-то срáмоты, В щемящей своей показухе Краснея Лениным лаково… Как плачут одни старухи, Старуха беззвучно плакала.
Редактор этой редакции Считался не толстокожим. В качестве первой реакции Пообещал: '' Поможем ''.
Он верил: среди разрухи. Которая наступила, Сыщутся для старухи Выстраданные стропила.
Надо бы только тиснуть В номер про эту боль. Да над статьёй зависнуть, Взяв её на контроль.
Надо бы только босса, Не принимавшего мер, Пошевелить запросом: Что ж Вы, мол, сукин сэр?
Редактор встречу итожа, Поднялся из-за стола. В небе – Господи Боже! – Звякнули колокола.
Земля воссияла храмами. И вера, дух веселя, Со стола убирала грамоты – Неоплаченные векселя.
|
БАЛЛАДА О ЧУЖИХ КРЫЛЬЯХ С небес обугленных и рваных, Где мрак предутренний поблек, В ожогах молний небывалых Упал крылатый человек.
Лежало тело бездыханно. А рядом, кончив все дела, Светлели в сумраке туманно Два отделившихся крыла.
Едва рассвет восплыл над миром И над крылатым мертвецом – Прошёл алкаш случайный мимо С сверхозабоченным лицом.
Он жаждой утренней томился. Тряслась рука, дрожала прядь. И всё же он остановился И крылья начал примерять.
Но алкогольными делами Давно крылатости лишён, В соседстве с мощными крылами Он был и жалок и смешон.
И что-то горькое, как милость, И что-то светлое, как свет, Ему, опухшему, явилось Из позабытых юных лет.
Он, словно путник у развилки, Стоял потерянно и зло, Пока видение бутылки В дальнейший путь не повлекло.
Пришёл второй – вальяжный, трезвый. Натурой жаден и хитёр. Он два крыла приладил резво И над собою распростёр.
И оставалась только малость, Чтобы взлететь, верша итог. Но равновесье не давалось Размаху рук, движенью ног.
Ему впервые выпал случай, Где сбой давали без конца И нюх его отменно сучий, И хватка тихого дельца.
Он взмок, попытками измучен, Пигмей крылатой беготни. Момент ухода был озвучен Плевком с добавкою ругни.
Ну а когда потоки солнца Заполонили целый свет, С лицом аскета-многоборца Пришёл непризнанный поэт.
Служил он истово сатире. И не желал судьбы иной, Живя в обшарпанной квартире С давно издёрганной женой.
К тому ж поэт упорно верил, Во что не верил уж никто. И вот он в крылья взор свой вперил, И снял потёртое пальто.
И был разбег сквозь холод морга, Сквозь страх, что бездною зиял. И он взлетел. И крик восторга В просторе неба воссиял.
Живя земной безвестной тлёю. Теперь, в поддержке сильных крыл, О как летел он над землёю! О как уверенно парил!
И небо солнечно глядело, Щадя поэта торжество, Щадя, поскольку в том и дело, Что крылья были – не его.
КАРА–ДАГ Когда я слышу слово «Кара-Даг», Когда случайно слышу это слово, Меня печаль охватывает снова, Я забываю о прекрасных городах, Когда случайно слышу это слово.
Тревожа как сознание вины, Мне прошлое является без спроса. В нём лунный свет над сумраком утёса И плеск волны у кромки тишины – В том прошлом, что является без спроса.
И горькое приходит торжество Причастности и к слову и к печали. И вновь живёт, как в призрачном начале, Двух наших душ забытое родство, Причастное и к слову и к печали.
Зову тогда тебя из пустоты Всей горечью утраченного блага. В безмолвии ночного Кара-Дага Преследуют меня твои черты Всей горечью утраченного блага.
Когда я слышу слово «Кара-Даг», Когда я только слышу это слово, Меня печаль охватывает снова, Я забываю о прекрасных городах, Когда случайно слышу это слово.
МОНОЛОГ ОТЧАЯВШЕГОСЯ
Я живу на пределе. Я чувствую бездну. Страшен ветра над нею внезапный порыв. Шаг вперёд – и сорвусь. И навеки исчезну. Шаг назад – и спасён до какой-то поры.
Я безмерно устал. И не жду ниоткуда Исцеляющей веры безверью взамен. Шаг вперёд, шаг назад – вот моя амплитуда. В постоянстве её никаких перемен.
Опаляя свой мозг фейерверком психоза, Я жестоко казнюсь, протрезвившись в конце. Шаг вперёд, шаг назад – деградации проза. Этой прозы печать у меня на лице.
Я не помню когда был в душе моей праздник. И за это, рассудку уже вопреки, Голосую свирепо за смертные казни, Поднимая для верности обе руки.
Я ещё не пропал, в никого превращаясь. Но уже , как пропащий, поверить готов, Что в минуту предсмертья, с Отчизной прощаясь, Не сумею найти человеческих слов. * * * Поэт живёт покуда жив народ. И лишь когда народ живёт в поэте. Поэт велик по признакам по этим, Ни чина не имея ни щедрот.
В годину бед, когда надежды нет, И нем народ, поверженный до срока, Тогда взывает голосом пророка К достоинству народному поэт.
Поэт скорбит, когда на брата брат Вздымает меч, безумием помечен. И этой скорбью он всечеловечен, И действеннее злобы во сто крат.
В его делах – терпение творца. В нём дух добра и истина младенца, Взращённые чувствительностью сердца, Живят опустошённые сердца.
Когда поэта гаснет свет очей, Он ничего с собою не уносит, И ни о чём в последний час не просит Ни Родину свою ни палачей.
Ничто пред ним всевластный приговор, Временщиком наложенное вето. Идёт в народ бессмертие поэта, Глядит оно из прошлого в упор.
Поэту дан к уходу свой черёд. Но не дано границ на этом свете. Живи, народ, в живом своём поэте! Живи, поэт, покуда жив народ!
* * * Крымскотатарскому композитору Февзи Алиеву в память о депортации 18.05.1944 года.
Я слушаю музыку песни. Я весь бы наверно размяк, Когда б с этой музыкой вместе Не двигал во тьму товарняк.
Глухая змея спецсостава, От страшного груза устав, Ползёт, надрывая суставы, Из Крыма в Узбекистан.
И горе над музыкой вьётся. И вьётся над судьбами тьма. И кто-то безумно смеётся – И музыку сводит с ума.
И музыки этой рыданье На рельсовый падает путь, Чтоб где-то исчезнуть в изгнаньи, Не дав мне сейчас отдохнуть...
Как в приступе старой болезни, Где мир мой от боли белёс, Я слышу татарские песни И стуки вагонных колёс.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ В ПОЕЗДЕ Напев обычный и простой, Напев привычный и пустой – За стыком стык, от стыков гул. Вагон привык. Вагон уснул. Бесшумным тигром ночи мгла к земле припала, залегла. И перед грозной, перед ней Потухло золото огней. За стыком стык, от стыков гул. Вагон привык. Вагон уснул.
Зачем же ты под стука такт То этак думаешь, то так. В вагонный сонный полумрак Невидяще глядишь. Пустует в тамбуре окно. Там нет курильщиков давно. И мчаться поезду дано, Как видно, не в Париж. А в твой бессменный городок, Где дни сливаются в годок, Годки спешат в рядки. Где за извечной маетой Себя не видишь молодой, И праздники горьки.
А поезд мчится в темноту. Он темноте кричит: «Ту-ту-у-у!...» Ах как кричит он ей, а та В ответ ни слова – темнота. За стыком стык, от стыков гул. Вагон привык. Вагон уснул.
Но этот стук и гул колёс Не стоят дум, не стоят слёз. Исчезнет ночь. Настанет день. С ним – дел несчётных дребедень. И никого нигде окрест Не выдаст Бог, свинья не съест. Оставь печали. Пусть они Уйдут как дальние огни Во тьму, в зачёркнутые дни. Оставь печали, отдохни. В них стыков гул, Они пусты. Вагон уснул. Усни и ты. РОМАНС
Я часто думаю о Вас. Хочу, чтоб знали Вы об этом. Слова, рождённые поэтом, Поэт не держит про запас. Я часто думаю о Вас.
Когда я думаю о Вас, Моей души слабеют путы. Душа свободна в те минуты, Она крылата всякий раз, Когда я думаю о Вас.
И вдохновением дыша, Ни боль свою ни одинокость Не восприимет как жестокость Моя счастливая душа, Вся вдохновением дыша.
Я часто думаю о Вас. Хочу, чтоб Вы об этом знали. И пусть я нужен Вам едва ли, Примите в дар повторы фраз: Я часто думаю о Вас, Я часто думаю о Вас, Я часто думаю о Вас. * * * У Дома слепых разгорелась нешуточно осень. И жёлтым пожаром пустующий Дом ослеплён. Но пахнет не дымом, а сладостной горечью сосен. И золотом листьев, навеки покинувших клён.
У Дома слепых не увидишь, как прежде, слепого. Когда-то добротный, давно уже Дом не таков. Дырявая крыша боится дождя проливного, Усохшие окна страшатся примет сквозняков.
Пустующий Дом не взывает, как прежде, к ремонту. Какой там ремонт и какой уже к чёрту уют, Когда по всему, нищетой провонявшему фронту, Идёт отступление – совесть без боя сдают.
Какой там ремонт, коль живые погрязли в задачах – Сыскать древесину для всех ежедневных гробов. И всюду слепые живут без надежды на зрячих. А зрячие сплошь превзошли по терпенью рабов.
У Дома слепых синева разлилась до предела. Но душу предчувствием рвут на куски холода. У Дома слепых я стою как у места расстрела. И страшно мне знать, что слепые ушли навсегда.
* * * Пора оставить споры о войне. Они уже бессмысленны вдвойне. И ничего хорошего не дали Горбящимся от тяжести медали.
Прикроем наши экскурсы во тьму, Где правда неизвестна никому. Пора успеть – и дай нам Бог успеть - Живых солдат вниманием согреть.
У всех у них нелёгкая судьба. И если мы – сплошная голытьба, И коль у нас в торжественные даты Подачек ждут от Родины солдаты,
И пенсией ничтожной дорожа, За числами следят как сторожа, А вклады их прокручивают воры – Оставим о войне любые споры.
Пора спасать дряхлеющих солдат, Не ждя казённых поводов и дат. Пока в расход их скопом не списали – Спасать собой, как нас они спасали.
Спасать, чтоб не тревожась ни о чём, С ребёнком и c карающим мечом Стоял солдат, прописанный в Берлине, В гуманность нашу верящий доныне. |
УЧИТЕЛЬ Он в бытность студентом В пределах Системы Усердно зубрил Допустимые темы.
Потом, обучившись, Других он учил. Был в меру примерным. И в меру ловчил.
Бубня на уроках, Был скучен, но всё ж по признанным нормам был в норме бубнёж.
Читаемый им многолетно предмет похож был на штиль без особых примет.
Он истин святых не искал между строк. Шло время. И пенсии близился срок.
И годы пришли, что разят наповал Ушёл он из школы, где хлеб добывал.
И в честь ветерана такого труда кипела наград и прощаний страда.
Потом, сединой благородно белея, был в штате ходячих на все юбилеи.
Глядел регулярно с почётных трибун на с криком «ура» проходящий табун.
Он слышал порой, колупаясь на грядке, тот вальс выпускной, где поётся про прядки.
И плыли к нему то морями всё грозными, летели к нему то путями всё звёздными, свернув к его дому, хоть им не с руки, конечно же, все его ученики.
И он подпевал, В эту веруя бредь, За всю свою жизнь не сумевший прозреть. Его хоронили собраньем народа. Обряд совершён был почти без изъяна. Как мать, воспитавшая сына-урода, не пала страна перед ним покаянно. Не билась о землю, опухнув от слёз. Не сыпала пепел на космы волос.
И траура звуки Страну не трясли, когда её сына-урода несли, гуртом провожая в святые края, такие же, в общем, её сыновья. БАХЧИСАРАЙ Живёт во мне, не умирая, Не исчезая стороной, Глухая ночь Бахчисарая С татарской жёлтою луной.
Она в мечтах моих бывает. Она, прикрыв мои глаза, Воспоминаньем обвивает Как виноградная лоза.
И теми ж улицами снова С тобой шагаю не спеша, Где близость древнего, былого Смятенно чуяла душа.
В узорно выгнутой решётке Струится слов чужая вязь. В ней проступает получётко Времён разрушенная связь.
И вот, рождая чувство боли, Вся горьких отзвуков полна, Грозит бесчестием неволи Гарема старая стена.
А в лихолетье скорбных зарев, Под плетью страха и стыда, Идут в продажу на базаре Славянских девушек стада.
Им рабства длань ласкает косы, Поит отравою тоски. Но хоронясь между откосов, Ждут запорожские полки.
Страшны их сумрачные тени В недвижном бешенстве коней. Всё ближе миг освобожденья. Всё ярче отблески огней.
Кровавый клич гремит нежданно! Вражде и мести нет конца! И будто вздрогнули каштаны Как стражи ханского дворца.
И будто рядом смолкли битвы. Позор паденья, спесь карет… Опустошённые молитвы Возносит к небу минарет.
А свет луны прозрачно-тонок. Все перекрёстки так близки. Куда-то вдаль, устав от гонок, Ушли, ворча, грузовики.
Чуть веет призрачным туманом. И тишина упала ниц Перед тоскующим Фонтаном, Перед бессилием гробниц.
Дворец, исполненный значенья, Застыв средь лунной темноты, Как будто гордого прощенья Ждёт у таинственной черты.
Безмолвья мир безмолвно дорог. И ночь не хочет мир карать. И ничего в её узорах Нам ни добавить ни убрать.
Лишь надо первому кому-то Сказать «прощай». Но погодим. И уходящую минуту Прикосновенью отдадим.
… И вновь я слышу наши речи Пред мрачной древностью Земли. И вновь я твой. И призрак встречи Бессонно грезится вдали.
Живи ж во мне, не умирая, Не исчезая стороной, Глухая ночь Бахчисарая С татарской жёлтою луной.
* * * Как сон, неотступный и грозн Мне снится соперник счастливый Н. В. Кукольник, «СОМНЕНИЯ».
Мне снился соперник счастливый. Он был и сильней и моложе. На гладкой ухоженной коже Играли румянца разливы.
Была с ним любимая мною. Невестой была и женою, Отдав ему душу и тело. И сердце моё холодело.
В чертах неизбывно любимых, Подобных задумчивой песне, Все признаки грозной болезни Мне были отчётливо зримы.
Не помню какою ценю, Но рядом, но рядом со мною Глаза её вдруг оказались. В них страх и надежда метались.
Как будто с крутого обрыва Ей надо ступить ещё дальше, За грань леденящего срыва, Где нету ни правды ни фальши.
Оркестр играл отдалённо И полнились трауром звуки. И я целовал исступлённо Её помертвелые руки.
Казалось, что мир содрогнулся, Когда я средь ночи проснулся От боли, сводящей с ума. Шёл дождь. Полыхали зарницы. Гнетущей тоскою больницы Дышала всеобщая тьма.
А утром прочёл я в газете, Что нет моей милой на свете. Чернея, белел некролог. Был август. Настал понедельник. Прощался с ней бывший соперник, Никак распрощаться не мог.
В нестройном, в нелепом разливе Гремели тяжёлые звуки. И плакал соперник счастливый, Целуя ей мёртвые руки.
* * * Сегодня мне особенно не весело. Печаль, как мать покойная, вошла. И зеркала все в доме занавесила, Все зеркала.
Я заключён в пространство той окружности, Где друга нет, а чувства не нужны – С полуперсидским привкусом наружности – Моей княжны.
Мне ночь грозит костром самосожжения. И в прошлых днях, как в стёршихся клише, Я своего не вижу отражения Ни в чьей душе.
И даже те, кто в горе мной утешены, Не позвонят, прервав свои дела. И не спасут мой дом, где занавешены Все зеркала.
Я б всё списал на счёт слепого случая, Да только ночь предчувствием полна. А пустота всезвёздного созвучия Страшным страшна.
И жжёт печаль о жизни пролетающей. И горек час неведомого дня, Где будет мир живых моих товарищей, Но без меня. * * * Стоит изба – вверху труба, Внизу следы заплат. Здесь жил да был старик-солдат. Усат и бородат.
Солдат сражался на войне, Где смерть всегда права, Где танки и адовом огне Горели как дрова.
Солдат не очень был здоров. Потом совсем зачах, В своей стране, где ломка дров Творилась на очах.
В последний год, уже готов Уйти во мрак земли, Он ждал к зиме привоза дров, Да что-то не везли.
Прошла зима. И месяц май Вступил в свои права. И День Победы через край Омыла синева.
Солдата нет. Но словно тень Жива его вдова. Ей Днём Победы будет день. Когда дадут дрова.
* * * Скворцы сегодня прилетели, Которых ждали все давно. И встала бабушка с постели, Глядит измученно в окно.
Ей так беспомощно хотелось Дожить до вешнего тепла, Когда снегов окаменелость Давила душу и скребла.
И сквозь безмерные печали Едва мерещился апрель, Когда протяжными ночами К ней смерть садилась на постель.
Но дожила. Пусть доктор скажет Как путь леченья был тернист. Да, дожила! И будоражит Её домишко птичий свист.
А дочь её в прихожей нервно Письмо написанное рвёт, Поверив вдруг, что мать наверно Ещё на свете поживёт.
Ведь если птицы прилетели, То не бывать плохому дню. И раньше срока, в самом деле, Не стоит волновать родню. * * * Я не уеду за границу, Будь визой трижды наделён, Чтоб за границей схорониться До улучшения времён.
Меня спасёт не сила духа От формы бегства от такой, А измождённая старуха С её протянутой рукой.
Нечеловечески устало В междоусобье, в голод, в грязь Она спустилась с пьедестала, Где прежде Родиной звалась.
Она святой слыла в народе. Теперь, познавшая хулу, В сыром подземном переходе Сидит на каменном полу.
Сидит с застывшими слезами, Вдовой погибшего и бою. И я встречаюсь с ней глазами И ничего не подаю.
И ежедневно, с мукой сущей, Её, как брошенную мать, Я обречён как неимущий Неподаваньем предавать.
Но душу муками корёжа, Великомученик вполне, Благодарю её, что всё же Способен жить в своей стране,
В стране извечной заварухи, Где нескончаема гроза. И где в глазах любой старухи Слезятся Родины глаза.
ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ. |